Осминин Иван Яковлевич
Осми́нин Ива́н Я́ковлевич (Иван Яковлевич Осьминин) (около 1787 – 28.8.1838), русский кораблестроитель, полковник Корпуса корабельных инженеров, корабельный мастер, начальник корабельных инженеров, председатель Учётного кораблестроительного комитета Черноморского флота. Построил более 35 судов различного класса и ранга, среди которых бриг «Меркурий», удостоенный высшей награды для кораблей – кормового Георгиевского флага, и первый 120-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Варшава».
В 1799 г. Осминин поступил в Училище корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге. В 1805 г. произведён в драфцманы и чин 12-го класса. Для повышения квалификации отправлен в командировку в Англию. В 1808 г. вернулся в Россию, где был назначен помощником корабельного мастера. С 1811 г. преподавал в Училище корабельной архитектуры. В 1813 г. «по самонужнейшей казённой надобности» командирован в Кёнигсберг. Во время осады Данцига занимался ремонтом судов флотилии, которая бомбардировала город. Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени «за успешное исправление флота после сражений, бывших при осаде города Данцига» (Общий морской список. 1893. С. 650).
28 января 1819 г. в Севастопольском адмиралтействе заложил из крымского дуба 20-пушечный бриг «Меркурий», а 7 мая 1820 г. спустил его на воду. В мае 1829 г., во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг., бриг под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и был награждён кормовым Георгиевским флагом.
В 1820 г. Осминин произведён в корабельные мастера. 18 ноября 1820 г. заложил 6-пушечный транспорт «Лебедь», а 19 ноября – 12-пушечный катер «Сокол». Суда были спущены на воду в августе 1821 г. В сентябре 1821 г. приступил к постройке 34-пушечного шлюпа «Диана». Построил 8-пушечную яхту «Голубка», которая использовалась для описи берегов Чёрного и Азовского морей. Работа над яхтой «Голубка» велась в 1821–1822 гг.
В феврале 1823 г. заложил 10-пушечную требаку «Утка», в сентябре того же года спустил на воду шлюп «Диана», а также начал строительство 6-пушечной бригантины «Елисавета» (спущена на воду 19 июля 1824). В 1825 г. построил 12-пушечный катер «Жаворонок» и заложил 36-пушечный фрегат «Рафаил», в 1826 г. спустил на воду 20-пушечный бриг «Пегас» и приступил к строительству 10-пушечной бригантины «Нарцисс».
23 февраля 1827 г., в связи с созданием Корпуса корабельных инженеров, Осминин был переаттестован в подполковники данного корпуса. В 1829 г. завершил постройку и спустил на воду бригантину «Нарцисс». 13 кораблей, построенных Осмининым за 10 лет на верфях Севастопольского адмиралтейства, вошли в состав Черноморского флота и принимали участие в русско-турецкой войне в 1828–1829 гг.
Командующий Черноморским флотом адмирал А. С. Грейг в 1830 г. ходатайствовал о присвоении Осминину чина полковника с последующим переводом в г. Николаев. 15 января 1830 г. Осминин был произведён в полковники и переведён в Николаевское адмиралтейство.
В мае 1829 г. Осминин заложил в Спасском адмиралтействе Николаева 84-пушечный линейный корабль «Память Евстафия», который был спущен на воду 24 августа 1830 г.
С 1829 г. Осминин приступил к строительству пароходов в Николаевском адмиралтействе. 21 февраля заложил колёсный 14-пушечный пароход «Громоносец» водоизмещением 518 т, который строился из дубового и частично соснового леса. На судне были установлены две паровые машины завода Берда общей мощностью 100 номинальных л. с. Корабль был спущен на воду 26 октября 1830 г. Также в 1830 г. построил ещё один деревянный колёсный пароход, «Везувий», установив на него две паровые машины завода Берда общей мощностью 37 л. с. и один медный паровой котёл, снятые с одноимённого старого парохода.
В 1830–1832 гг. участвовал в строительстве двух 24-пушечных корветов «Сизополь» и «Пендераклия», а также 10-пушечных яхт «Резвая», 12-пушечных люгеров «Геленджик» и «Поти», руководил постройкой 12-пушечных шхун «Курьер» и «Вестник». 30 марта 1832 г. заложил в Николаевском адмиралтействе первый на Чёрном море 120-пушечный линейный корабль «Варшава», спроектированный А. С. Грейгом. В 1833 г. награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В Николаеве Осминин построил 23 судна, которые вошли в состав Черноморского флота.
В 1834 г. Осминин был назначен исполняющим обязанности начальника корабельных инженеров Черноморского флота, являлся председателем Учётного кораблестроительного комитета Черноморского флота.