Яхта
Я́хта (от голл. jacht), парусное или механическое судно, обычно лёгкое и сравнительно небольшое, используемое для водного спорта, туризма и прогулок. Чаще всего яхтами называют малые парусные суда (независимо от их размеров и конструктивных особенностей). Парусные яхты делятся на крейсерские, рассчитанные на дальние плавания и гонки в открытом море, гоночные и прогулочные – для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса парусные яхты подразделяют на килевые, у которых днище переходит в балластный киль (т. н. фальшкиль), повышающий остойчивость и препятствующий сносу яхт при ходе под парусами, швертботы – мелкосидящие яхты с выдвижным килем, убирающимся внутрь корпуса, и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Парусно-моторные яхты, помимо парусного вооружения, снабжены небольшим механическим движителем (мощностью до 2,2 кВт на 1 т водоизмещения), который сообщает судну скорость примерно до 6 узлов (около 11 км/ч). Также этот термин применяется к очень большим судам, первоначально приводимым в движение парусом, а позже – паровыми двигателями или двигателями внутреннего сгорания.
Первая яхта была изобретена в 14 в. голландцами, которые использовали маленькие быстроходные лодки для преследования контрабандистов, пиратов и других преступников, но впоследствии поняли, что эти маленькие лодки идеально подходят и для морских прогулок. Английский яхтинг начался с английского короля Карла II во время его изгнания. Голландцы подарили ему одну из самых роскошных яхт с экипажем из 20 человек, длиной около 20 м, которую он назвал «Мэри». Король начал изучать навигацию и военно-морскую архитектуру и за свою жизнь построил около 20 яхт.
Первый яхт-клуб на Британских островах был образован около 1720 г. в Корке (Ирландия) как круизная и неофициальная организация береговой охраны с большим количеством военно-морских доспехов. Клуб существовал до 1765 г., позже став Королевским коркским яхт-клубом.
Гонки на яхтах начались на Темзе примерно в середине 18 в. Герцог Камберлендский основал Камберлендский флот для гонок на Темзе в 1775 г. Первый английский яхт-клуб был создан в Каусе на о. Уайт в 1815 г., где проводились парусные матчи с крупными ставками. Все участники должны были владеть лодками водоизмещением не менее 20 т. Со временем лодки Королевского яхт-клуба увеличились в размерах.
В Северной Америке яхтинг начался в Нью-Йорке в 17 в. Первый американский яхт-клуб был образован в 1837 г. Во второй половине 19 в. начали строиться большие комфортабельные яхты для дальних путешествий, причем некоторые из них были изготовлены специально для наследников престола. Среди них была императорская яхта «Штандарт», заложенная в 1893 г. в Копенгагене и построенная за три года. Яхта «Штандарт» была построена по заказу российского императора Александра III, это была самая большая океанская яхта и самая совершенная по своим инженерно-техническим характеристикам. Она была спущена на воду 10 марта (22 марта) 1895 г. и вступила в строй в начале сентября 1896 г.
В прошлом производство яхт прошло долгий и сложный путь от применения в строительстве классического дерева до современных композитных элементов. В современном мире основными материалами, используемыми для строительства яхт, являются сталь, алюминий, стекловолокно (стеклопластик или GRP) и композитные материалы. Прорыв произошел с появлением нового материала – пластика, армированного стекловолокном. Лодки больше не нужно было строить из дерева вручную. За последние несколько десятилетий стекловолкно доминирует в секторе материалов для яхт. Единая конструкция, легкая, быстрая, прочная, водонепроницаемая, долговечная и не подверженная коррозии, – отличное решение, позволяющее заменить новым материалом дерево и сталь. Большинство яхт из стекловолокна строятся в открытых пресс-формах, так что стекловолокно и пластмасса накладываются вручную. Также используется метод вакуумного вливания, когда сначала накладываются волокна, а затем пластик внедряется под атмосферным давлением. Это способствует увеличению прочности с бо́льшим содержанием волокон стекла и меньшим – пластмасс. Яхты из стекловолокна имеют гораздо более высокую рентабельность инвестиций за счет более длительного срока службы. В производстве современных гоночных яхт также используется углепластик. Он создаётся из углеткани, пропитанной смолами. Главное преимущество углепластика – это его лёгкость, но он не обладает достаточной прочностью. Прочнее стали и легче алюминия, углеродное волокно ценится производителями автомобилей, самолетов, велосипедов, космических аппаратов, спортивных товаров и др. В морской технике оно используется в мачтах, корпусах, балластных ребрах, лонжеронах и парусах. Углеродное волокно устойчиво к коррозии, к воздействию влаги и тепла и обладает сверхэнергопоглощением. Его большая прочность при ударе также способствует повышению безопасности.
Сейчас существует множество типов яхт, включая дневные парусные яхты, яхты выходного дня, круизные и роскошные парусные яхты, а также гоночные.