Обязательная юрисдикция
Обяза́тельная юрисди́кция, в международном праве положение о добровольном возложении на себя сторонами международного договора обязанности разрешать возникающие между ними споры в судебном порядке. Если такое обязательство имеет взаимный характер или оно прямо оговорено в договоре, спор может быть передан в международный суд, арбитраж, третейский суд или другой судебный орган по требованию лишь одной из сторон, без согласия другой стороны.
В соответствии со ст. 36 Статута Международного суда ООН государства могут в любое время заявить, что они признают – без особого о том соглашения, ipso facto (с лат. в силу самого факта) – в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию суда обязательной. В международных договорах обязательная юрисдикция предусматривается путём:
указания на то, что споры будут решаться любыми способами, определёнными ст. 33 Устава ООН (так, согласно ст. 13 Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979, при возникновении спора между двумя или несколькими договаривающимися сторонами относительно толкования или применения конвенции он будет решён путём переговоров или любым другим методом урегулирования споров, приемлемым для сторон в споре);
указания на конкретный судебный орган (так, в разделе 32 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 определено, что все разногласия, вытекающие из толкования или применения этой конвенции, передаются Международному суду ООН);
передачи спора в специализированный (не судебный) орган (так, в соответствии со ст. 7 Соглашения о международном транспортном коридоре «Север – Юг» 2000 любые споры, разногласия или претензии, возникающие в связи с применением, толкованием, нарушением соглашения, передаются в Координационный совет на рассмотрение и урегулирование, который создан для решения всех вопросов, касающихся реализации соглашения, и состоит из представителей компетентных органов сторон);
учреждения специального, постоянно действующего органа (например, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 в ст. 11 предусматривает создание постоянно действующего арбитража в соответствии с процедурой, установленной конференцией сторон);
создания судебного органа ad hoc (с лат. для данного случая; например, в ст. 16 Соглашения между Правительством РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах организации в РФ 1994 говорится о том, что стороны для разрешения спора образуют арбитраж ad hoc, который будет состоять из трёх арбитров).
Признание обязательной юрисдикции является добровольным. Государства в процессе подписания или ратификации договора вправе представить письменное заявление относительно обязательной юрисдикции. Например, СССР при присоединении к Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. сделал оговорку о том, что не считает для себя обязательными положения ст. 13 этой конвенции, согласно которой любой спор между сторонами передаётся на решение Международного суда, и заявил, что для передачи такого спора Международному суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех сторон, участвующих в споре. По ряду договоров о правах человека СССР в 1989 г. сделал заявление о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН.