Объединённая судостроительная корпорация
Объединённая судострои́тельная корпора́ция (акционерное общество «Объединённая судостроительная корпорация», АО «ОСК»), крупнейший судостроительный холдинг в России и Восточной Европе.
В холдинг входит более 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий. Он объединяет практически все российские проектно-конструкторские бюро и порядка 80 % судостроительного потенциала Российской Федерации. Холдинг поставляет на рынок всю номенклатуру военно-морской техники – от скоростных патрульных и многофункциональных катеров до атомных подводных лодок и авианесущих кораблей. В гражданском судостроении задачей холдинга является обеспечение потребностей отечественных компаний в строительстве ледоколов, транспортных, научно-исследовательских, аварийно-спасательных и вспомогательных судов, а также широкой гаммы морской техники для освоения континентального шельфа. Предприятия холдинга расположены на всей территории РФ, на них трудятся около 95 тыс. человек.
История создания и состав
Открытое акционерное общество «Объединённая судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК») создано на основании Указа Президента РФ от 21 марта 2007 г. № 394 «Об открытом акционерном обществе "Объединённая судостроительная корпорация"» в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК), обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-Морского Флота (ВМФ), а также развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
9 июня 2007 г. Правительство РФ издало распоряжение «Об открытом акционерном обществе "Объединённая судостроительная корпорация"», которым был определён порядок формирования ОАО «ОСК», даны поручения министерствам и ведомствам по приватизации и преобразованию в ОАО федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и их включению в состав ОАО «ОСК».
8 ноября 2007 г. Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (Росимущество) издано распоряжение № 3452-р «Об учреждении открытого акционерного общества "Объединённая судостроительная корпорация"», в соответствии с которым первым президентом ОАО «ОСК» был избран Ю. Ф. Яров.
На момент учреждения уставный капитал ОАО «ОСК» составил 1 098,11 млн руб. и был распределён единственному акционеру – Российской Федерации.
На этапе создания в состав новой корпорации на правах дочерних акционерных обществ (АО) вошли: ОАО «Западный центр судостроения» (ЗЦС, г. Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (СЦСС, г. Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, г. Владивосток). В ноябре 2018 г. Президент РФ своим указом исключил АО «ОСК» из числа акционеров ОАО «ДЦСС».
Первым председателем совета директоров ОАО «ОСК» 28 декабря 2007 г. был избран заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства РФ С. Е. Нарышкин.
В 2007–2008 гг. в России начались преобразования судостроительных организаций из ФГУП в ОАО. Так, с января по июль 2008 г. были преобразованы в ОАО пять ФГУП, в том числе: Северное производственное объединение «Арктика», Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега», Северо-Восточный ордена Трудового Красного Знамени региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники, Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
Решениями годового общего собрания акционеров ОАО «ОСК» 9 июля 2008 г. был избран новый состав совета директоров, а также прекращены полномочия Ю. Ф. Ярова. Президентом ОАО «ОСК» избрали В. А. Пахомова, а 10 июля 2008 г. председателем совета директоров ОАО «ОСК» стал заместитель Председателя Правительства РФ И. И. Сечин.
Федеральной службой по финансовым рынкам 11 сентября 2008 г. был зарегистрирован дополнительный выпуск акций ОАО «ОСК», размещаемых путём закрытой подписки. Привлечённые денежные средства направили на реализацию проектов строительства морских и речных судов отечественного производства.
За период с июля по декабрь 2008 г. были преобразованы в ОАО 14 ФГУП, подлежавших включению в состав ОАО «ОСК», в том числе: Северное проектно-конструкторское бюро, Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», Адмиралтейские верфи, Средне-Невский судостроительный завод, 33 судоремонтный завод, Центр судоремонта «Звёздочка», Специальное конструкторское бюро по электрохимии с опытным заводом, Дальневосточный завод «Звезда», Хабаровский судостроительный завод, 92 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод, 178 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод, 179 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод.
К середине декабря 2008 г. зарегистрированы выпуски акций всех 19 АО, созданных в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 2007 г. К концу 2008 г. полностью завершилась подготовка предприятий к интеграции в состав региональных центров судостроения и ОАО «ОСК». Также в 2008 г. проведены все подготовительные мероприятия, необходимые для передачи находившихся на момент создания ОАО «ОСК» в федеральной собственности пакетов акций ОАО в уставные капиталы. В 2009 г. уставный капитал ОАО «ОСК» был увеличен и на 1 января 2010 г. составил более 117 млрд руб.
В 2010 г. продолжалось развитие научно-технического и производственного потенциала ОАО «ОСК». На основании Указа Президента от 9 июня 2010 г. было решено создать дочернее АО «Южный центр судостроения и судоремонта». Для этого в уставный капитал ОАО «ОСК» были внесены находящиеся в федеральной собственности акции ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Судостроительный завод "Лотос"», ОАО «Судостроительный завод имени Карла Маркса», ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», ОАО «Криушинский судостроительно-судоремонтный завод», ОАО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» и ОАО «Завод Нижегородский Теплоход». В 2015 г. ОАО «ОСК» было преобразовано в АО «ОСК».
31 декабря 2020 г. корпоративная структура АО «ОСК» приобрела следующий вид (см. табл.):
Корпоративная структура АО «ОСК» к началу 2021 г.
Наименование общества | Доля участия АО «ОСК» на 31 декабря 2020 г. |
АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» | 14,99 % |
ПАО «Завод "Красное Сормово"» | 35,18 % |
ПАО «Хабаровский завод имени А. М. Горького» | 35,47 % |
АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» | 25 % + 1 акция |
АО «Центральное конструкторское бюро "Айсберг"» | 24,49 % |
АО «Невское проектно-конструкторское бюро» | 60 % |
АО «Северное производственное объединение "Арктика"» | 100 % |
АО «33 судоремонтный завод» | 100 % |
АО «Светловское предприятие "ЭлектроРадиоАвтоматика"» | 100 % |
АО «Конструкторское бюро "Рубин-Север"» | 100 % |
АО «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» | 100 % |
АО «Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"» | 100 % |
ООО «ОСК-Сервис» | 100 % |
ООО «Центр морских технологий "Шельф"» | 100 % |
АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» | 100 % – 1 акция |
АО «Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз"» | 100 % – 1 акция |
АО «База технического обслуживания флота» | 100 % – 1 акция |
АО «Кронштадтский морской завод» | 100 % – 1 акция |
АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит"» | 100 % – 1 акция |
АО «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» | 100 % – 1 акция |
АО «Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"» | 100 % – 1 акция |
АО «Северное проектно-конструкторское бюро» | 100 % – 1 акция |
АО «Внешнеэкономическое предприятие "Судоэкспорт"» | 100 % – 1 акция |
АО «Хабаровский судостроительный завод» | 100 % – 1 акция |
АО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега"» | 100 % – 1 акция |
АО «Адмиралтейские верфи» | 99,69 % |
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 99,34 % |
АО «Южный центр судостроения и судоремонта» | 99,08 % |
АО «Балтийский завод» | 98,08 % |
АО «Центр судоремонта "Звёздочка"» | 97,95 % |
ПАО «Выборгский судостроительный завод» | 96,73 % |
АО «Средне-Невский судостроительный завод» | 96,12 % |
АО «Конструкторское бюро по проектированию судов "Вымпел"» | 95,8 % |
ПАО «Судостроительный завод "Северная верфь"» | 85,72 % |
АО «Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"» | 93,58 % |
ПАО «Пролетарский завод» | 91,93 % |
АО «Судостроительный завод "Вымпел"» | 82,88 % |
Организации, входящие в холдинговую структуру, с долей участия АО «ОСК» в уставном капитале 0 %, которые признаются дочерними в силу положений уставов: АО «Судостроительный завод "Лотос"», АО «Центральное конструкторское бюро "ОСК-Айсберг"», АО «РОСШЕЛЬФ», АО «Астраханское Судостроительное Производственное Объединение», АО «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала», АО «Специальная производственно-техническая база "Звёздочка"», АО «Центральное конструкторское бюро "Коралл"», АО «Севмаш-Шельф», ООО «Крейн Марин Контрактор», ООО «Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро», АО «Сетевая компания "ОСК"», ООО «Энергосбытовая компания "Красное Сормово"», ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», АО «Рубин». |
Органы управления и контроля АО «ОСК»
Органами управления АО «ОСК» являются: общее собрание акционеров, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган (правление), единоличный исполнительный орган (генеральный директор), научно-технический совет.
Совет директоров – орган управления АО «ОСК», который осуществляет общее руководство деятельностью организации, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров. Совет директоров состоит из 11 человек. Председателем совета директоров является Г. С. Полтавченко.
В соответствии с уставом руководство текущей деятельностью АО «ОСК» осуществляют коллегиальный исполнительный орган – правление и единоличный исполнительный орган – генеральный директор. Председателем правления, генеральным директором АО «ОСК» является А. Л. Pахманов.
Научно-технический совет АО «ОСК» (далее НТС) является постоянно действующим консультативным и совещательным органом при руководителе АО «ОСК» и призван рассматривать и обсуждать наиболее важные вопросы, предложения и рекомендации, связанные с деятельностью АО «ОСК». К ним относятся:
содействие руководству АО «ОСК» в проведении научно-технической политики АО «ОСК» в интересах сохранения и развития научно-производственного потенциала;
привлечение и централизованное управление интеллектуальными и производственными ресурсами для реализации перспективных программ повышения конкурентоспособности продукции судостроения;
организация взаимодействия с учеными и НТС сторонних организаций по вопросам, относящимся к деятельности НТС, в том числе в целях решения межотраслевых проблем;
контроль и координация деятельности НТС организаций АО «ОСК»;
рассмотрение предложений о представлении к государственным премиям, выдвижение и поддержка выдвижений организациями АО «ОСК» кандидатур на соискание государственных, правительственных, отраслевых и иных премий и почетных званий;
повышение эффективности и качества научно-технических и проектных работ.
Стратегия развития АО «ОСК» на период до 2030 г.
Стратегия развития АО «ОСК» на период до 2030 г. утверждена советом директоров 30 октября 2013 г. В этом документе определены следующие цели:
создание условий для бесперебойного исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственной программы вооружения для обеспечения военной безопасности страны;
повышение конкурентоспособности судов и иной техники российского производства в части технических и финансовых показателей;
удовлетворение спроса отечественных гражданских заказчиков на уровне до 50 % в части постройки морской техники и до 100 % в части инжиниринга;
создание условий для постройки атомных и дизельных ледоколов, лесовозов и других судов ледового класса, необходимых для развития Северного морского пути;
строительство морской техники для освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России;
проведение мероприятий в области освоения новых технологий, технологической модернизации производств и освоения инновационных продуктов.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующей группы комплексных задач:
позиционирование АО «ОСК» как головного исполнителя заданий ГОЗ, а также контрактов на заказы, размещаемые в рамках военно-технического сотрудничества; оптимизация корпоративной (владельческой) структуры; сбалансированное развитие производственных мощностей и увеличение возможностей по созданию морской техники при условии обеспечения в долгосрочной перспективе стабильной загрузки производственных мощностей;
достижение уровня качества морской техники и сроков ее создания, соответствующих мировому уровню;
импортозамещение и развитие собственного производства оборудования;
сбалансированное усиление вертикальных и горизонтальных кооперационных связей, включая взаимодействие с научными организациями;
проведение последовательной кадровой политики, обеспечивающей подготовку, переподготовку и перераспределение специалистов в соответствии с производственными планами организаций АО «ОСК»;
развитие системной маркетинговой стратегии;
организационная и финансовая поддержка организаций АО «ОСК» с целью внедрения инновационного производства.
К комплексным задачам также относятся: развитие инжиниринга, производства, структурные преобразования, кадровая и социальная политика и организационное развитие АО «ОСК».
Стратегией были определены три ключевых этапа реализации:
2013–2015 гг. (краткосрочная перспектива);
2016–2020 гг. (среднесрочная перспектива);
2021–2030 гг. (долгосрочная перспектива).
В 2017 г. советом директоров АО «ОСК» одобрено создание специальных подразделений – Фонда поддержки инновационной деятельности ОСК и ООО «Венчурный фонд ОСК», осуществляющих инвестирование в малые инновационные компании.
Учитывая изменения социально-экономической ситуации в РФ и мире, возросшие риски в области международной деятельности, связанные с режимом санкций, изменениями в корпоративной (владельческой) структуре, новыми задачами в области диверсификации производственной деятельности и развития инновационной экосистемы, в 2022 г. работы в АО «ОСК» по актуализации стратегических программных документов продолжаются.
На совете директоров утвердили программу инновационного развития АО «ОСК» (далее ПИР) на период с 2020 по 2024 гг. Основной целью реализации ПИР является формирование условий для производства высокотехнологичной продукции, судов и кораблей для обеспечения выполнения ГОЗ и развития отечественного гражданского судостроения. Ключевыми направлениями реализации ПИР являются:
выполнение продуктовых и технологических инновационных проектов, а также инновационных проектов по направлению «Цифровизация»;
совершенствование системы управления инновационным развитием;
внедрение современных информационных технологий для управления выпускаемой продукцией на всех этапах жизненного цикла;
расширение взаимодействия с внешним инновационным окружением.
Программа инновационного развития отражает участие АО «ОСК» в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г.
Реализация ПИР направлена на повышение конкурентоспособности АО «ОСК» как на внутреннем, так и на мировом рынках судостроения путем расширения бизнес-активности за счет выстраивания цепочки ценностей конечной судостроительной продукции на всех стадиях жизненного цикла.
В обеспечение достижения целей инновационного развития АО «ОСК» в 2020 г. реализовывались следующие ключевые проекты и мероприятия ПИР.
Продуктовые инновации:
разработка малой неатомной подводной лодки, обладающей повышенной подводной автономностью (АО «СПМБМ "Малахит"»);
строительство серии атомных ледоколов ЛК-60 (АО «Балтийский завод»);
проектирование и строительство нового круизного пассажирского теплохода проекта PV300 (ПАО «Завод "Красное Сормово"»).
Технологические инновационные проекты:
внедрение технологии крупноблочного строительства надводных кораблей (АО «Адмиралтейские верфи»);
внедрение технологии транспортировки крупногабаритных корпусных конструкций и агрегатов (АО «ПО "Севмаш"»);
строительство современного судостроительного комплекса на территории ПАО «СЗ "Северная верфь"»;
создание Центра компетенции производства пропульсивных комплексов (АО «ЦС "Звездочка"»);
разработка и внедрение технологий прямого лазерного выращивания и ремонтной лазерной наплавки высокопрочных деталей судового машиностроения, эксплуатируемых в условиях Арктики (АО «ЦС "Звездочка"»).
Инвестиционная программа организаций АО «ОСК» была включена в состав долгосрочной программы развития АО «ОСК». В этом же году была выполнена актуализация инвестиционных программ до 2027 г. с учетом утвержденных программ организационного и технического развития. В контуре инвестиционного планирования находятся 29 организаций АО «ОСК».
Сводная инвестиционная программа АО «ОСК» на период до 2027 г. сформирована в целях повышения эффективности реализации инвестиционной деятельности, а также сохранения финансовой устойчивости корпорации, состоит из инвестиционных программ организаций АО «ОСК», содержащих инвестиционные проекты, и мероприятий, разработанных с учетом экономической эффективности и обоснованности инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, в целях формирования условий для производства высокотехнологичной продукции, судов и кораблей для обеспечения безусловного выполнения заданий государственного оборонного заказа и развития отечественного гражданского судостроения.