Новосибирский центр этнографии
Новосиби́рский центр этногра́фии, структуры и сообщество исследователей, сложившиеся во 2-й половине 20 в. в ходе становления Сибирского отделения Академии наук СССР, затем Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Лидирующие позиции в нём занимает отдел этнографии Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, активно сотрудничающий с гуманитарными подразделениями СО РАН и Новосибирским государственным университетом (НГУ), а также другими академическими и университетскими центрами Сибири.
Постановление «О создании Сибирского отделения Академии наук СССР» 1957 г. определило круг и перспективы фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований в регионе. В Новосибирск были приглашены ведущие учёные российских академических и университетских центров. В январе 1959 г. при Президиуме СО АН СССР была создана Постоянная комиссии по общественным наукам, затем – Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП). В нём был выделен отдел гуманитарных исследований; на его основе в 1966 г. возник Институт истории, филологии и философии (ИИФиФ) СО АН СССР, который возглавил член-корреспондент, а затем академик А. П. Окладников. В структуру института вошли отделы истории, филологии и философии; в 1968 г. был создан Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока; в 1972 г. утверждён проект историко-архитектурного музея под открытым небом, который постепенно расширялся, включая зоны археологии, коренных народов Сибири, первых сибирских городов, комплекс сибирской старожильческой деревни 19 в.
С момента образования в институте началась подготовка фундаментальных изданий «История рабочего класса Сибири», «История крестьянства Сибири» и «История Сибири с древнейших времён до наших дней» (последняя в 1973 была отмечена Государственной премией СССР).
В 1968 г. в ИИФиФ был создан сектор комплексных исследований проблем развития народов Сибири под руководством В. И. Бойко. В основе его научной программы лежало изучение социокультурных трансформаций коренных народов в условиях промышленного освоения Севера.
Труды А. П. Окладникова, М. М. Громыко, Н. Н. Покровского, О. Н. Вилкова, Е. И. Убрятовой и многих других лидеров гуманитарной сибирской науки того времени задали высокую планку исследований. В работах М. М. Громыко, Н. А. Миненко, Л. М. Русаковой и Т. С. Мамсик были воссозданы история, быт, праздничный календарь и народное искусство локальных (этноконфессиональных) групп русских Сибири (каменщики, «поляки», походчане, затундренные крестьяне). Первой кандидатской диссертацией, представленной к защите по специальности «Этнография» в диссертационном совете ИИФиФ в 1974 г., стало сочинение Ф. Ф. Болонева «Народный календарь семейских Забайкалья второй половины 19 – начала 20 в.»; проблемы, поставленные в ней, получили развитие в докторской диссертации исследователя.
В работах А. Н. Сагайдачного, В. Н. Курилова и А. А. Люцидарской рассматривались проблемы освоения Сибири, становления и развития городов и локальных этносоциальных сообществ, особенности их демографии. Большее место в историко-этнографических проектах ИИФиФ занимала тема этнокультурных контактов. Позднее она получила развитие в рамках междисциплинарных исследований по истории сибирского фронтира Д. Я. Резуна, М. В. Шиловского и др.
В серии публикаций А. Г. Малявкина, Е. М. Тощаковой и В. А. Тимохина были реализованы историко-этнографические и культурно-антропологические подходы к изучению народов Восточной и Северной Азии. В число приоритетных программ института вошли этногенетические изыскания, методологию которых определила актуальная для того времени теория этноса. Первая докторская диссертация по этнографии «Племена Приамурья в I тыс. н. э. (очерки этнической истории и культуры)» была защищена Е. И. Деревянко в 1982 г.
В работах В. И. Молодина была сформулирована концепция автохтонного происхождения обских угров. Этногенетические исследования Г. И. Пелих опирались на многофакторный анализ с выделением субстратных компонентов в составе селькупов.
В 1982 г. на базе ИИФиФ была организована региональная межведомственная комиссия с участием лингвистов, социологов, экологов и др. По итогам работы в 1987 г. ею была предложена концепция развития аборигенного сообщества региона до 2010 г. В 1990-х гг. этносоциальные исследования были продолжены группой Ю. В. Попкова, который в 1990-х гг. возглавил Новосибирскую школу этносоциологии.
В развитии комплексных исследований в начале 1980-х гг. в ИИФиФ была выделена этнографическая группа, возглавляемая И. Н. Гемуевым.
С момента образования ИИФиФ базой для подготовки этнографов стал гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета, открытого в 1958 г. Под руководством А. П. Окладникова в 1962 г. на факультете была образована кафедра истории; в 1971 г. из неё была выделена кафедра всеобщей истории, которая стала площадкой формирования профессиональных археологов и этнографов. В разные годы с лекциями перед студентами этой кафедры и факультета выступали известные учёные – М. М. Герасимов, Г. Ф. Дебец, С. А. Токарев, И. С. Гурвич и др.
В 1970–2000-х гг. в рамках гуманитарного факультета НГУ (с 2016 Гуманитарного института НГУ) формировалась система этнографического образования, которая базировалась на сформулированной Окладниковым концепции освоения и развития территорий Сибири, нацеленная на синтез знаний археологии, антропологии, этнографии и истории. Сутью концепции являлась взаимосвязь процессов антропо- и культуро- и этногенеза; исследования проблем первоначального заселения Северной Азии дополнялись реконструкцией этногенетических процессов, изучением культуры, социальной организации, мировоззрения коренного и русского населения Сибири и Дальнего Востока; история Сибири рассматривалась как непрерывный процесс её освоения с глубокой древности до современности.
В 1988 г. при факультете была создана Лаборатория гуманитарных исследований НГУ; в 1992 г. – открыта кафедра археологии и этнографии. Базовые курсы по этнографии/этнологии, социальной и культурной антропологии с 1970-х гг. на факультете читали сотрудники института Л. М. Русакова, А. М. Сагалаев, О. И. Новикова, И. В. Октябрьская, Е. Ф. Фурсова и др. Ключевые принципы – интеграция университетской и академической системы; единство полевых, прикладных и теоретических исследований; комплексный междисциплинарный подход к изучению Сибири – сформировали содержание учебных программ. Кафедра археологии и этнографии гуманитарного факультета НГУ / Гуманитарного института НГУ работала и продолжает работать в тесном взаимодействии с ИАЭТ СО РАН; с 2019 г. её возглавляет член-корреспондент А. И. Кривошапкин.
В 1980–1990-х гг. этнографы ИИФиФ расширяли сферу научных поисков. На новый уровень в институте вышли мультидисциплинарные исследования; был создан ряд инновационных по функционалу и методам структур. Было значительно расширено отделение языков, фольклора и литературы народов Сибири. По инициативе А. Б. Соктоева, Н. А. Алексеева, Е. Н. Кузьминой и при их участии была основана серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», отмеченная в 2001 г. государственной премией РФ.
С 1980-х гг. в институте активно разрабатывались этноисторические и этнополитические сюжеты (работы А. Х. Элерта, который ввёл в научный оборот «сибирские портфели» Г. Ф. Миллера 18 в.).
Исследовательская проблематика расширилась в 1990–2000-х гг. с появлением в институте учёных нового поколения – Е. Ф. Фурсовой, А. Ю. Майничевой, И. В. Октябрьской, А. А. Бадмаева, А. В. Бауло, Г. В. Любимовой, Е. В. Самушкиной, В. В. Николаева, О. В. Мальцевой, А. П. Чемчиевой, М. В. Красавиной, В. В. Лыгденовой и др. Их профессиональное становление было неотделимо от истории отдела этнографии. Он был создан в 1992 г. под руководством доктора исторических наук И. Н. Гемуева; с 2004 г. его возглавлял доктор исторических наук А. В. Бауло, с 2005 г. – доктор исторических наук И. В. Октябрьская, с 2017 г. – доктор исторических наук Е. Ф. Фурсова. В рамках отдела была открыта аспирантура; выполнены и защищены несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций по специальности этнография, этнология и антропология.
Образование отдела языков, фольклора и литературы народов Сибири совпало с реорганизацией Сибирского отделения РАН. В 1990 г. ИИФиФ был преобразован в Объединённый институт; в его составе был выделен Институт археологии и этнографии (ИАЭТ). В 2001 г. ИАЭТ СО РАН обрёл юридическую самостоятельность. Его директором до 2015 г. являлся академик А. П. Деревянко; с 2015 г. – член-корреспондент М. В. Шуньков; с 2019 г. – член-корреспондент А. И. Кривошапкин.
В ходе преобразований расширялись связи института с сибирскими университетами; состав совместных лабораторий, созданных на их базе, менялся. К 2020 г. в структуре института прочное место заняла Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения (см. Омский центр этнографии).
Деятельность этнографического подразделения ИАЭТ на новом этапе определил широкий спектр тем. Одной из основных стало изучение сакральных традиций Сибири прошлого и настоящего. Анализ мировоззрения урало-алтайских народов в процессе его становления и трансформации определил содержание исследований И. Н. Гемуева, А. М. Сагалаева. Н. А. Алексеева, И. В. Октябрьской, А. В. Бауло, В. А. Бурнакова, О. В. Голубковой. В работе с финно-угорским и тюркским сибирским материалом были реализованы принципы компаративистики, историко-генетический и семиотический походы.
Исследования сотрудников отдела традиционно опирались на полевые практики, которые охватывали Западную Сибирь, Большой Алтай, Забайкалье, Дальний Восток. Ежегодно отдел формировал несколько экспедиционных отрядов, в том числе в направлении исторических миграций – в Европейскую часть России, в Белоруссию и Казахстан.
Основными в деятельности отдела последних двух десятилетий оставались такие темы, как: этногенез и этническая история народов Сибири; оценка социально-демографических процессов в среде коренного населения Сибири в ретроспективе и в условиях социальной модернизации; сравнительный анализ систем природопользования и жизнеобеспечения народов Сибири; изучение традиционной и современной нормативной культуры; анализ этноконфессиональных процессов; оценка миграций, диаспоральных процессов и межэтнических контактов в истории Сибири.
На протяжении 2000–2010-х гг. на базе ИАЭТ развернулась масштабная программа этногенетических исследований при участии Института цитологии и генетики СО РАН и других научных центров.
На протяжении 2000–2010-х гг. была воссоздана история локальных групп диаспоральных сообществ Западной Сибири – казахов, немцев, украинцев, корейцев. В 2010 г. за серию работ по сохранению белорусского фольклорного наследия в Сибири группа исследователей (под руководством Е. Ф. Фурсовой) была удостоена межгосударственной премии имени академика В. А. Коптюга. В 2012 г. премией РАН и НАН Беларуси была отмечена монография «Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры» (2011).
Важное значение для развития отдела этнографии имел проект по оценке ресурсов человеческого развития Сибири, реализованный совместно с институтами СО РАН. Его результатом стало фундаментальное издание «Перспективы и риски развития человеческого потенциала в Сибири» 2014 г.
В 2010-х гг. институт включился в подготовку обновлённой версии «Истории Сибири». В 2019 г. под редакцией академика В. И. Молодина при участии этнографов был издан второй том, посвящённый развитию региона от раннего железного века до эпохи Средневековья. Особое внимание в нём было уделено коренным народам, процессам их формирования и развития, становлению полиэтничного облика Сибири.
Органичным продолжением академических изысканий отдела этнографии ИАЭТ стали (выполненные во взаимодействии с различными исследовательскими центрами) научно-просветительские проекты, среди которых: энциклопедия «Новосибирск» (2003), «Атлас Азиатской России» (2008), «Историческая энциклопедия Сибири» (2013), Этноконфессиональный атлас Новосибирской области в трёх частях (2016–2018) и Этноконфессиональный паспорт Новосибирской области (2019), подготовленный совместно с региональной администрацией.
В 2020-х гг. деятельность отдела этнографии ИАЭТ СО РАН остаётся ориентированной на системное изучение этносоциальных, этнокультурных и этноконфессиональных процессов в Северной, Центральной и Восточной Азии от прошлого до современности.