Норвегия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Норве́гии. Древнейшие памятники музыкальной культуры Норвегии – луры (духовые амбушюрные инструменты позднего бронзового века). Сведения о средневековых формах музицирования, музыкально-поэтических жанрах (песни скальдов) восстанавливаются по общескандинавским литературным памятникам («Старшая Эдда», саги и др.). В народной музыке норвежцев, наиболее специфичной среди музыкального фольклора скандинавских народов, поныне сохранились архаические черты (особенности мелодики, гармонии, ритмики) и значительное локальное разнообразие. Сохраняется народная музыка саамов и других национальных меньшинств.
С укоренением христианства (2-я половина 10 в.) в Норвегии начал распространяться григорианский хорал, в 12 в. открыты школы церковного пения в Нидаросе (ныне Тронхейм), Осло, Бергене и Ставангере; в 14 в. в богослужение введена органная музыка. Один из центров средневековой церковной музыки Скандинавии – Нидаросский собор. В 14–19 вв. норвежская церковная и светская музыка находились под сильным влиянием музыкальной культуры Дании. После принятия лютеранства (1536) постепенно стал распространяться протестантский хорал. Музыкальные памятники датско-норвежской Реформации – «Датская книга псалмов» Х. Томиссёна (1569), «Градуал» Н. Есперсена (1573) и др.
С конца 16 в. в Осло, Бергене и Тронхейме работали преимущественно датские и немецкие музыканты: придворные композиторы, певцы и капельмейстеры, церковные органисты и др. Среди композиторов 17–18 вв. – Г. фон Бертух (1668–1743; был знаком с И. С. Бахом и И. Маттезоном), Ю. Д. Берлин (1714–1787; также органист и автор первого норвежского учебника теории музыки, 1744), Ю. Х. Фрайтхоф (1713–1767). Во 2-й половине 18 в. начала развиваться городская музыкальная жизнь, были созданы музыкальное общество и оркестр «Гармония» в Бергене (1765, ныне Бергенский филармонический оркестр), Общество любителей музыки в Тронхейме (1768).
Период романтизма в норвежской музыке в значительной степени связан с движением за национальную независимость. Композиторы стали обращаться к национальной литературе, народным легендам, скандинавскому эпосу. В 1824 г. норвежский композитор и скрипач В. Тране (1790–1828) и поэт Х. А. Бьеррегор (1792–1842) создали первое национальное музыкально-сценическое произведение – зингшпиль «Горная сказка» («Fjeldeventyret», поставлен в 1825, Кристиания, ныне Осло). В 1841 г. в Кристиании издан один из первых сборников норвежских народных мелодий «Мелодии норвежских гор» («Norske Fjeld-Melodier») в обработке для фортепиано, составленный Л. М. Линнеманом; с конца 19 в. музыкальный фольклор разных областей Норвегии записывал композитор и фольклорист К. Эллинг (1858–1942).
Среди крупнейших норвежских музыкантов эпохи романтизма – завоевавший всемирную славу скрипач-виртуоз У. Булль, композиторы Х. Хьерульф и Р. Нурдрок (последний – автор национального гимна Норвегии на слова Б. Бьёрнсона, 1864), в творчестве которых нашла воплощение идея обновления национальной музыки. Т. Эугуннссон, прославившийся под прозвищем Мельник (Myllarguten, около 1800 – 1872), – один из наиболее известных исполнителей на хардингфеле; его многолетняя дружба с Буллем обогатила исполнительский стиль обоих музыкантов.
Кульминация развития норвежской романтической музыки – творчество Э. Грига (фортепианные и симфонические произведения, камерные ансамбли, романсы и песни и др.), в котором многие стилистические приёмы и особенности языка сложились под влиянием норвежского фольклора; важное значение для норвежской культуры имело творческое общение Грига с Б. Бьёрнсоном. Григ стал одним из основателей концертной организации «Музыкальное общество» в Кристиании (Musikforeningen; 1871; с 1919 присоединилась к оркестру основанного в том же году Филармонического общества) и первого фестиваля норвежской музыки (в Бергене, 1898). Второй по значению норвежский музыкант конца 19 в. – композитор и дирижёр Ю. Свенсен. Последователи Грига и Свенсена в конце 19 – начале 20 вв. – композиторы К. Синдинг, Ю. Сельмер (1844–1910; первым среди норвежских композиторов обратился к программной музыке, написав в 1871 «Scène funèbre» для оркестра под впечатлением от событий франко-прусской войны 1870–1771, с литературным Прологом из фрагментов сборника стихотворений «Грозный год» В. Гюго), Ю. Хальворсен, Г. Шельдеруп, А. Эгген (автор первой значительной норвежской оперы «Улаф Лильекранс», по Г. Ибсену, поставлена в 1940, Осло), Э. Альнес (1872–1932; романсы, песни), Ю. Хорклоу (1847–1925; автор первой норвежской оратории «Творение и Человек», 1880–1891, на стихи из философской поэмы «Творение, Человек и Мессия» Х. Вергеланна), С. Юрдан (1889–1972). В западноевропейском романтическом стиле сочиняла фортепианные пьесы и песни А. Баккер-Грёндал, известная пианистка.
Влияниями импрессионизма отмечены сочинения А. Хурума (1882–1972), тяготением к неоклассицизму – творчество Л. Иргенс-Йенсена (1894–1969), черты неофольклоризма заметны в сочинениях Э. Грувена (1901–1977; также исполнитель на хардингфеле), У. Ульсена (1850–1927; внёс большой вклад в развитие военной музыки в Норвегии), Г. Твейтта (1908–1981; также пианист). Ф. Вален – единственный норвежский композитор 1-й половины 20 в., воспринявший влияние новой венской школы. Значительную роль в развитии всей скандинавской музыки сыграли композиторы-симфонисты К. Эгге и X. Северуд; их сочинения отличаются сочетанием новаторского письма с национальными чертами, некоторые – также гражданственной направленностью.
В 1920–1930-х гг. появились многочисленные государственные и городские оркестры, распространились джаз, эстрадная музыка американского образца, немецкая и австрийская оперетта. Среди наиболее известных джазовых ансамблей и музыкантов этого периода – оркестр Sixpence (1923–1929), квартет Funny Boys (1932–1938), оркестр String Swing (1938–1941), гитарист Р. Нурманн (1916–1998). В 1930–1940-е гг. выдвинулись композиторы французской ориентации, в 1940–1950-е гг. при продолжающемся французском влиянии в произведениях норвежских композиторов отразился немецкий неоклассицизм. После 2-й мировой войны национальная тематика и стилистика временно утратили актуальность, многие норвежские композиторы обучались в Париже, Дармштадте и других центрах международного музыкального авангардизма. В 1950–1960-е гг. норвежские авангардисты испытали влияние польской композиторской школы. В новейших техниках сочиняли Ф. Мортенсен, Э. Ховланд, Ю. Квандаль (1919–1999), Г. Сёнстеволл (1912–1991), А. Нурхайм, Э. Ф. Брейн (1924–1976), Э. Соммерфельт (1919–1994), А. Дж. Бибало и др. С 1950-х гг. стала возрождаться церковная музыка. В 1953 г. в Осло основан Норвежский джазовый союз. Ведущие джазовые исполнители послевоенного времени – трубач Р. Гринберг (1920–1994; в 1950 участвовал в шведском турне Ч. Паркера), саксофонисты Б. Нерем (1923–1991), М. Флагстад (1930–2005) – в числе первых представителей стиля бибоп. Около 1970 г. в творчестве К. Кольберга (1936–2014) и А. Янсона (1937–2019), затем у Р. Сёдерлинна (род. 1945) проявилась эстетика «новой простоты». Авторы эстрадной музыки: Б. Амдал (1903–1968), Р. Даниельсен (1917–1986), В. Саннбек (1918–2005) и др.
Среди наиболее известных норвежских музыкантов-исполнителей 20 в.: дирижёры – К. Андерсен (1920–1997), О. Р. Грюнер-Хегге (1899–1973), Э. Фьельстад (1903–1983; также скрипач); певицы – К. Флагстад, О. Нурму-Лёвберг, Э. Норена, Э. Таллауг (1929–2020; также актриса), певцы – К. Скрам (род. 1937), Ю. Эриксен (1926–2015); пианисты – Х. Беккелунн (1930–2004), Р. Левин (1912–1996), Й. Х. Братли (род. 1948), Э. Стин-Нёклеберг (президент Григовского общества в Осло с 1993), Х. Эустбё (род. 1948); скрипач А. Теллефсен (род. 1936); эстрадные исполнители – дирижёры Э. Берг (1909–1987), С. Янсен (род. 1932), певицы Н. Брокстедт (1923–2015), Г. Молвиг (род. 1942), певец П. Асплин (1928–1996); исполнители на хардингфеле С. Б. Уса (1910–1990), К. Буэн (род. 1948). Музыковед Н. Гринде – автор фундаментального труда по истории музыки Норвегии (1971).
Среди известных норвежских музыкантов в 21 в.: дирижёры Т. Миккельсен и Р. А. Гупта (род. 1967), пианист Л. О. Андснес (род. 1970, также дирижёр), скрипачи Т. Тённесен (род. 1955) и В. Франг (род. 1986), виолончелист Т. Мёрк (род. 1961), певицы Э. Индерхауг (род. 1971), М. Сёльберг (род. 1976), Э. Тайге. Международную известность у ценителей аутентичного исполнительства получил лютнист и гитарист Р. Лислеванн (род. 1961).
В Норвегии функционируют: оперные театры – Норвежская опера и балет (Осло; учреждён в 1957 как Норвежская опера, 1-е представление в 1959; с 2008 в новом здании), Бергенская опера (1982); культурно-образовательная организация Kulturtanken – Den kulturelle skolesekken Norge («Культуртанкен – культурный портфель Норвегии»; Осло, 2016, на основе Государственного концертного агентства, существовавшего с 1967); Филармонический оркестр Осло (1979; основан при Филармоническом обществе в 1919) и Филармонический хор Осло (1921), Оркестр Норвежского радио (1946), Норвежский камерный оркестр (1977; оба базируются в Осло); Бергенский филармонический оркестр; Симфонический оркестр Тронхейма (1909); Симфонический оркестр Кристиансанна (1919) и др. Кафедральный собор в Тронхейме – один из крупнейших в Скандинавии центров хорового и органного искусства (с 1946 работает постоянный соборный хор).
Музыкальное образование дают: Высшая школа музыки в Осло (1973), Институт музыковедения при Университете Осло (1958), музыкальное отделение Университета Тронхейма (1995); Академия Уле Булля в Воссе (1977) готовит профессиональных исполнителей народной музыки и танцев и др. В Осло работают также: Союз норвежских органистов (1904), Союз норвежских музыкантов (1911), Норвежская ассоциация учителей музыки (1914), Союз композиторов Норвегии (1917), национальное отделение Международного общества современной музыки (1938). В Норвежском институте народной музыки в Осло (1951) собрана коллекция образцов традиционного музыкального искусства, в Музее «Рингве» в Тронхейме (1952) – большая коллекция музыкальных инструментов. Многочисленные фольклорные коллективы и исполнители авторской песни в народном стиле, среди последних – Одд Нурстуга (род. 1972), Кари Бремнес (род. 1956). Стиль норвежской певицы саамского происхождения Мари Бойне (род. 1956) основан на традиционном саамском музыкальном стиле йойк в сочетании с элементами рок-музыки, джаза и традиционной музыки других народов.
Всемирно известны норвежские джазовые музыканты – саксофонист Я. Гарбарек и гитарист Т. Рюпдаль (оба также композиторы). Крупные представители джаза последней трети 20 в. – начала 21 в.: контрабасист А. Андерсен, певица С. Эндресен, пионеры ню-джаза – трубач Н. П. Молвер, пианисты Б. Вессельтофт (род. 1964) и К. Валлумрёд. Популярны норвежские рок-группы a-ha (1982), Arcturus (1987), Satyricon (1990), Emperor (1991), The Kovenant (1992; до 1999 Covenant), Dimmu Borgir (1993), Kaizers Orchestra (2000–2013); экспериментальный джаз-бэнд Jaga Jazzist (1994); импровизационная группа Supersilent (1997); поп-группы: Vamp (1991), Highasakite (2011), инди-фолк-группа Kings of Convenience (1999). Представители направлений электронной музыки: группы Bel Canto (1985), Röyksopp (1998), Datarock (2000), исполнители Biosphere (псевдоним Г. Йенссена, род. 1962), Lindstrøm (Х.-П. Линдстрём, род. 1973), диджей Kygo (К. Гёрвелл-Даль, род. 1991). Среди популярных эстрадных исполнительниц и авторов песен: Сусанне Суннфёр (род. 1986), Ане Брун (род. 1976), Лене Марлин (род. 1980), AURORA (род. 1996).
Международные музыкальные фестивали: Бергенский (с 1953), камерной музыки в Осло (с 1989), камерной музыки в Ставангере (с 1991); в 1983–1992 гг. проходил Летний оперный фестиваль в Осло, на котором впервые в Норвегии были показаны многие знаменитые оперы. Проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени королевы Сони в Осло (с 1988), пианистов имени Э. Грига в Тролльхаугене (с 2000). Moldejazz – один из старейших джазовых фестивалей в Европе (проводится в Молде с 1961). Крупнейшие фестивали народной музыки: имени Йорна Хильме в долине Вальдрес (с 1960); в Фёрде (с 1990).
Норвежское музыковедческое общество (1964, Осло) издаёт ежегодник Studia Musicologica Norvegica, выпустило «Историю норвежской музыки» в 5 томах (1999–2003). Веб-портал Grieg Research Guide (Берген) – крупнейший электронный ресурс, посвящённый жизни и творческому наследию Э. Грига.
Ассоциация норвежских критиков с 1947 г. ежегодно вручает премию гражданам Норвегии и иностранцам за достижения в области музыкального искусства. C 1972 г. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) ежегодно вручает норвежским музыкантам премию Spellemannprisen в разных номинациях.