Бьеррегор Хенрик Анкер
Бье́ррегор Хе́нрик А́нкер (Henrik Anker Bjerregaard) (1.1.1792, Рингсакер, фюльке Хедмарк, Датско-норвежская уния, ныне фюльке Иннландет – 7.4.1842, Кристиания, ныне Осло), норвежский поэт, драматург, юрист. Оказал значительное влияние на формирование национальной литературы Норвегии.
Биографическая справка
В 1800 г. вместе с семьёй переехал в Вого (фюльке Оппланн, ныне фюльке Иннландет), где его отца, датчанина Мадса Бьеррегора (1761–1831), назначили на должность окружного судьи. Х. А. Бьеррегор учился в кафедральной школе Кристиании, затем изучал право в Копенгагенском университете; в 1815 г. получил степень кандидата юридических наук. В 1819 г., став лицензированным адвокатом, получил возможность вести дела в Верховном суде. В дальнейшем отошёл от юридической практики, пытался построить карьеру чиновника, однако попытки не увенчались успехом.
В студенческие годы Бьеррегор состоял в Объединении норвежцев (Nordmands-Foreningen; основано в 1814) в Копенгагене, члены которого выступали за национальную независимость Норвегии. Будучи противником Шведско-норвежской унии 1814–1905 гг., вместе с профессором Г. Лундом (1786–1836) и др. издавал оппозиционную газету Patrioten («Патриот», основана в 1824), в которой велась антишведская пропаганда. Бьеррегор – один из инициаторов празднования Дня конституции Норвегии (отмечается с 17 мая 1824).
С 1814 г. член Драматического общества (Det Dramatiske Selskab; основано в 1780) в Кристиании – одной из первых постоянных театральных трупп в Норвегии. C 1827 г. в сотрудничестве с Х. Л. Бернхофтом (1793–1851) издавал газету Christianias Aftenblad, в которой значительное место занимала театральная критика. С 1828 г. входил в правление Публичного театра Кристиании (Christiania offentlige Theater), затем – в попечительский совет театра «Кристиания» (Christiania Theater).
В 1820-х гг. прославился как поэт и драматург, получил общенациональное признание.
В 1831 г. женился на норвежской актрисе Хенриетте Хансен (1814–1892). В высшем обществе их брак считался неравным, поэтому пара жила в социальной изоляции.
Литературное наследие
Ранние стихотворения Бьеррегора «на случай», патриотическая и пейзажная лирика печатались как в периодических, так и в книжных изданиях [например, в сборниках «Север: поэтический новогодний выпуск за 1815 год» («Nor, en poetisk Nytaarsgave for 1815») и «Север: поэтический новогодний выпуск за 1816 год» К. Н. Швака, «Смесь, или Чтение для обоих полов» («Blandinger eller Læsning for begge Kjon», 1820).
В 1819 г. Общество благоденствия Норвегии (Selskabet for Norges Vel; основано в 1809) объявило конкурс на создание национального гимна, в котором победил Бьеррегор со стихотворением «Сыны Норвегии» («Sønner av Norge», 1820). С музыкой К. Блума его исполняли в качестве гимна Норвегии до 1864 г. (де-факто – до начала 20 в.).
Бьеррегор – автор либретто зингшпиля «Горная сказка» («Fjeldeventyret»; поставлен в 1825 в Музыкальном лицее в Кристиании; музыка В. Тране; экранизирован Л. Синдингом в 1927), положившего начало норвежскому музыкально-сценическому искусству. Сюжет основан на любовном и семейно-бытовом конфликте: ленсман (государственный служащий Норвегии) хочет женить племянника Монса на своей дочери Марии, в то время как она влюблена в другого юношу – Вильхельма. Произведение, несмотря на господство романтизма в литературе Норвегии в 1-й трети 19 в., в значительной степени отражает влияние просветительской драматургии (прежде всего – Л. Хольберга). Здесь присутствует чёткое разделение на положительных и отрицательных персонажей, соблюдены классицистические единства времени и действия, отчётливо выражен социально-нравственный пафос в духе 18 в. Иногда автор иронизирует над мечтательностью и экзальтированностью романтиков.
Хотя зингшпиль «Горная сказка» написан на датском языке, речь некоторых персонажей – выходцев из крестьян – включает норвегизмы. Если в датских пьесах 18 в. века норвежские слова и выражения использовали, как правило, для создания комического эффекта, то здесь они играют важную роль в раскрытии характеров и передачи местного колорита. Простодушная крестьянка Огот – единственный персонаж, который говорит не на датском языке, а на норвежском диалекте, распространённом в долине Гудбраннсдален в центральной Норвегии. В дальнейшем сольный номер «Горная песня Огот» («Aagots Fjeldsang») получил широкую известность благодаря Ж. Линд, исполнявшей его на заграничных гастролях.
Другое значительное произведение Бьеррегора – пьеса «Сыновья Магнуса Голоногого» («Magnus Barfods Sønner», поставлена в 1829 в Публичном театре Кристиании) – считается первой национально-исторической драмой Норвегии. Сюжет заимствован из одноимённой исландской саги 13 в., однако переосмыслен в связи с общественно-политической обстановкой в Норвегии во время правления Карла XIV Юхана, осуждаемого Бьеррегором.
В 1829–1830 гг. вышел сборник «Разные стихотворения» («Blandede Digtninger», в 2 томах), раскритикованный Х. Вергеланном за недостаток оригинальности и народного духа (Almindeligt Norsk Maanedsskrivt, 1831–1832).
Среди других произведений – одноактные пьесы «Клара, или Власть невинности» («Clara eller Uskyldighedens Magt», поставлена в 1827) и «Актёры в неглиже» («Skuespillerne i Negligee», издана в 1848).