«No Man's Sky»
«No Man’s Sky», видеоигра в жанре приключенческого экшена. Разработана инди-студией Hello Games и издана совместно с компанией Sony Interactive Entertainment в 2016 г. Выпускалась на консолях PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch и для персональных компьютеров. Проект отличается уникальной процедурной генерацией планетарных систем, с которыми пользователи знакомятся во время прохождения.
История создания
Разработка игры «No Man’s Sky» началась в 2012 г. (Cork. 2014). Проект был вдохновлён произведениями 1970–1980-х гг., написанными А. Азимовым, А. Кларком, Р. Хайнлайном и Ф. Гербертом. В основу дизайна игры легли работы К. Фосса, британского художника и иллюстратора, специализирующегося на научно-фантастической тематике. На проект оказал большое влияние фильм «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» («Star Wars. Episode IV: A New Hope», 1977, режиссёр Дж. Лукас) (Francisco. 2015). Первый тизер «No Man’s Sky» появился в декабре 2013 г. Позже трейлеры проекта демонстрировались на выставке E3 2014 г. (Dunning. 2014).
Визуальное оформление «No Man’s Sky» выполнено в 3D-графике. Для этого использовались воксели – части объёмного изображения, содержащие значение элемента сетки, расположенного в трёхмерном пространстве. Вселенные, наблюдаемые пользователями, генерируются процедурно, включая солнечные системы, планеты, их флору и фауну, а также постройки и космические корабли (Parkin. 2015). Демонстрация игрового процесса происходит при помощи камеры с видом от 1-го и от 3-го лица.
Музыкальное сопровождение проекта было написано композитором П. Уиром и британской музыкальной группой 65daysofstatic (Webster. 2016). Звуки и композиции «No Man’s Sky», также как и локации, процедурно генерируются при помощи компьютерных алгоритмов и готовых сэмплов, что делает не только визуальный, но и аудиоопыт пользователей уникальным (Seppala. 2016).
Сюжет
История «No Man’s Sky» начинается с того, что главный герой просыпается на отдалённой планете и должен найти свой космический корабль. Обнаружив разбитый звездолёт, он производит ремонт при помощи доступных ресурсов и улетает в другую планетарную систему, используя гиперпрыжок сквозь пространство. Основной целью протагониста-путешественника становится достижение центра галактики. Во время путешествия главный герой получает сообщение о космической аномалии в соседней системе. Прибыв на место, он обнаруживает станцию, населённую инопланетянами. Они уведомляют протагониста о присутствии странного существа в центре исследуемой им системы. Инопланетяне помогают главному герою добраться до него при помощи чёрной дыры. Космонавт получает от существа, называющего себя Артемидой, сообщение, в котором оно рассказывает о древнем портале, приведшем его сюда. Когда связь обрывается, протагонист узнаёт о существовании другого космического путешественника – по имени Аполлон. Так, по мере знакомства с жителями планет, главному герою предстоит раскрыть тайну порталов и достичь центра галактики.
Игровой процесс
Геймплей «No Man’s Sky» в основном состоит из выживания на различных локациях; сбора ресурсов; сражений и торговли в открытом мире. Пользователям необходимо ремонтировать и заправлять космические корабли для путешествия по галактике, исследования поверхности планет и боёв с различными противниками. Во время прохождения игрокам начисляется внутриигровая валюта. Для её получения необходимо изучать поверхность открываемых планет: находящиеся там базы других цивилизаций, флору и фауну. Многие космические объекты имеют опасную атмосферу или природу. Например, жизни подконтрольного персонажа могут угрожать экстремально низкая или высокая температура, токсичный газ, штормы или враждебные существа. Для совершенствования защиты главного героя пользователям необходимо улучшать броню экзоскелета, оснащение корабля и инструменты при помощи находимых ресурсов и чертежей. Также им доступно оружие, которое они могут использовать для борьбы с монстрами. В «No Man’s Sky» существует система «уровня розыска», аналогичная той, что была введена в видеоигровых проектах серии «Grand Theft Auto». Низкие значения обозначенного показателя приводят к появлению легко обезвреживаемых дронов, высокие – более опасных и крупных машин-преследователей. Существует риск нападения пиратов на космического путешественника. Для защиты звездолёта от грабителей игрокам необходимо использовать системы вооружения корабля во время сражений. Если главный герой умирает, возрождение происходит в последней точке сохранения с потерей составляющих инвентаря. Игроки могут восстановить ранее потерянные ресурсы, если доберутся до места гибели. Умерев в космосе, протагонист появится на космической станции. В некоторых звёздных системах путешественникам доступна торговля ресурсами, инструментами и кораблями, а также взаимодействие с неигровыми персонажами-инопланетянами. Каждая раса обладает своим языком и знаками, которые изначально не будут поддаваться расшифровке. Часто взаимодействуя с инопланетянами и обнаруживая на их планетах специальные монолитные камни с письменностью, пользователи могут понять смысл реплик и выполнять правильные действия во время диалогов. Успешное взаимодействие помогает в проведении более выгодных торговых сделок и организации сражений.
«No Man’s Sky» изначально задумана как однопользовательская игра. При этом игроки могут делиться своими достижениями с другими путешественниками, а также отслеживать друзей на галактической и системных картах. Если пользователь первым обнаруживает нечто уникальное, ему открывается возможность заработка дополнительных единиц валюты. Для этого он должен загрузить полученную информацию в систему «Атлас». Вдобавок становится доступна функция присвоения имени открытию, которое увидят другие игроки-путешественники. «No Man’s Sky» позволяет знакомиться с контентом в автономном режиме, но для взаимодействия с «Атласом» требуется подключение к Интернету.
Критика и влияние
В 2017 г. «No Man’s Sky» получила награду Game Developers Choice Award for Innovation (награда на конференции разработчиков игр за инновацию), на которую претендовали игры, выпущенные в 2016 году (McWhertor. 2017). В 2020 г. проект победил в номинации «Best Ongoing Game» («Лучшая постоянно развивающаяся игра») по версии The Game Awards (Woodley. 2020) и в 2022 г. «Evolving Game» («Развивающаяся игра») от BAFTA (Heaton. 2022).