Публичное акционерное общество
Публи́чное акционе́рное о́бщество, вид акционерного общества, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путём открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации [ГК РФ]).
Как определено в п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Закон о рынке ценных бумаг), публичное размещение ценных бумаг приравнивается к размещению путём открытой подписки и означает предложение ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и/или с использованием рекламы, а публичное обращение ценных бумаг – обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение путём предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон об АО) для изменения статуса непубличного акционерного общества на публичное такое общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций. В п. 4 ст. 7.1 Закона об АО указано, что дополнительными основаниями для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций при приобретении непубличным обществом публичного статуса является, в частности, отсутствие заключённого обществом договора с организатором торговли о листинге акций общества. Т. е. законодатель в ст. 7.1 Закона об АО связывает публичный статус общества с размещением акций на организованных торгах, хотя и не предусмотрел это требование в числе признаков для отнесения акционерных обществ к публичным.
Поскольку критерий обращения акций на бирже не назван в качестве обязательного квалифицирующего признака публичного общества в ст. 66.3 ГК РФ и ст. 7 Закона об АО, где содержится определение такого общества, а также с учётом положений Закона о рынке ценных бумаг, следует заключить, что публичными обществами в РФ признаются не только акционерные общества, акции которых котируются на бирже, но и акционерные общества, чьи акции размещаются или обращаются среди неопределённого круга лиц.
Заметим при этом, что в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 7.2 Закона об АО одним из условий прекращения обществом его публичного статуса является тот факт, что акции или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам. Соединительный союз «и» означает, что оба этих условия должны быть соблюдены. Т. е. отсутствие допуска акций к организованным торгам не является достаточным основанием признания общества непубличным, необходимо, чтобы акции также не размещались путём открытой подписки. Такой подход свидетельствует об отсутствии последовательности российского законодателя в определении признаков публичного общества.
Разделение хозяйственных обществ на публичные и непубличные явилось одной из концептуальных идей реформы законодательства о юридических лицах 2014 г. В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации была высказана позиция о необходимости закрепить в российской правовой системе 2 основных вида хозяйственных обществ – акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью и выделить особенности функционирования публичных акционерных обществ (пункты 4.1.4; 4.1.5). Как было определено в п. 4.1.6 Концепции, акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит с закрытыми акционерными обществами. Предполагалось отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые).
В части 1 ГК РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [до внесения в него изменений Федеральным законом от 5 мая 2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Закон от 5 мая 2014 № 99-ФЗ)] закреплялось разделение акционерных обществ на открытые и закрытые. За открытыми обществами признавалось право проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами, а акционеры могли отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц, признавалось закрытым акционерным обществом. Особенности правового статуса открытых и закрытых обществ были определены в ст. 97 ГК РФ.
Закон об АО в своей первой редакции (1995) вслед за ГК РФ различал открытые и закрытые общества. Число акционеров открытого общества не ограничивалось, притом что количество акционеров закрытого общества по общему правилу не должно было превышать 50 под риском преобразования в открытое общество или ликвидации в судебном порядке (п. 3 ст. 7). Исключения составляли акционерные общества, созданные до вступления в силу Закона об АО (п. 4 ст. 94 Закона об АО в редакции 1995), а также преобразованные из обществ с ограниченной ответственностью, численность участников которых превышала 50 [п. 3 ст. 59 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Закон об ООО)].
В данный момент отнесение общества к публичному или непубличному не ставится ныне действующим законодательством в зависимость от числа акционеров. Притом что в настоящее время законодательно закреплено разделение акционерных обществ на публичные (ПАО) и не имеющие статуса публичных акционерные общества (АО) и нельзя создать акционерное общество другого вида, фактически в ЕГРЮЛ продолжают существовать и содержатся открытые и закрытые акционерные общества, ранее созданные в таком виде. Закон не обязывает эти общества поменять свою организационно-правовую форму и фирменное наименование в течение какого-либо срока, а только в связи с первым внесением изменений в устав (пункты 9 и 10 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 № 99-ФЗ). Согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1 февраля 2022 г., от общего числа акционерных обществ 1,6 % составляют публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества – 57,9 %, открытые акционерные общества – 12,7 %, закрытые акционерные общества – 27,8 % (официальный сайт Федеральной налоговой службы России).
При этом акционерных обществ, чьи акции обращаются на организованном рынке (котируются на бирже), гораздо меньше. Общее количество торгуемых ценных бумаг отражено на официальном сайте Московской биржи (Список ценных бумаг, допущенных к торгам // Московская биржа).
В положениях п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, содержащих критерии отнесения обществ к числу публичных, установлено, что правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Приведённое положение п. 1 ст. 66.3 ГК РФ коррелирует с положением п. 1 ст. 97 ГК РФ, согласно которому фирменное наименование общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным и сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Таким образом, если устав и фирменное наименование общества содержат указание на то, что такое общество является публичным, к нему будет применяться регулирование, установленное законом для публичных обществ. Позднее принятая норма п. 1 ст. 7 Закона об АО (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29 июня 2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») не содержит положения о применении правил, установленных для публичных обществ к акционерным обществам, которые отразили свой публичный статус в фирменном наименовании и ЕГРЮЛ, но фактически соответствуют признакам публичности, указанным в Законе, устанавливая лишь то, что статус общества (публичный или непубличный) должен быть отражён в его уставе и фирменном наименовании общества.
Возникает вопрос о значении такого критерия публичности (непубличности) акционерного общества, как указание об этом в уставе общества. Банк России со ссылкой на публичную достоверность сведений, содержащихся в государственном реестре (ст. 51 ГК РФ), указал, что акционерное общество, в наименовании которого содержится указание на его публичный статус, является публичным независимо от наличия у него признаков публичного акционерного общества, установленных в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ.
Т. е. в российской правовой системе могут быть акционерные общества, которые в уставе и в ЕРГЮЛ значатся как публичные и к которым применяются правила о публичных обществах, но сущностно они таковыми не являются, поскольку не соответствуют законодательно установленным критериям для публичных обществ (размещение или обращение акций и конвертируемых в них ценных бумаг среди неопределённого круга лиц).
Закрепление обществом публичного статуса в уставе связано и с вопросом о возможности учреждения публичного общества. Банк России в письме от 25 ноября 2015 № 06-52/10054 указал: «Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена» и «с учётом требований статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, с 01.07.2015 вновь создаваемые путём учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путём учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном статьей 7.1 Закона об акционерных обществах» (абзацы 4, 5 п. 6).
Таким образом, общество может в своём уставе и фирменном наименовании указать, что оно является публичным и, как это напрямую следует из п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, к такому обществу должны применяться правила о публичных обществах. Внесение сведений в государственный реестр о публичном статусе акционерного общества является условием для публичного размещения и обращения акций. Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 97 ГК РФ акционерное общество приобретает право публично размещать (путём открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Однако акционерное общество не может разместить акции среди неопределённого круга лиц в процессе учреждения, поскольку согласно абзацу 4 п. 1 ст. 25 Закона об АО при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Таким образом, исходя из сущностных признаков (размещение акций путём открытой подписки) акционерное общество при его учреждении не может быть публичным.
Основная характеристика публичности – императивное регулирование деятельности такого акционерного общества, что обусловлено привлечением средств от широкого круга лиц, зачастую непрофессиональных инвесторов, нуждающихся в особой правовой защите.
Особенности правового статуса публичного акционерного общества определены, в частности, в ст. 97 ГК РФ:
ПАО в обязательном порядке должно образовывать коллегиальный орган управления общества, число членов которого не может быть менее 5;
обязанности по ведению реестра акционеров ПАО и исполнение функций счётной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию;
в ПАО не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру;
уставом ПАО не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. По общему правилу (за изъятиями, содержащимися в п. 3 ст. 100 ГК РФ) никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества;
уставом ПАО не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и Законом об АО;
ПАО обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом;
ГК РФ не содержит исчерпывающего определения правового положения публичного АО, предусматривая, что дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах. Так, например, согласно акционерному закону, минимальный размер уставного капитала ПАО составляет 100 тыс. руб. (ст. 26 Закона об АО);
ПАО не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 2 ст. 25 Закона об АО). Аналогичное положение содержится и в п. 1 ст. 102 ГК РФ. Такое регулирование направлено на то, чтобы при реализации принципа «одна акция – один голос» привилегированные акции даже при законодательном ограничении их доли в уставном капитале общества 25 % в силу их количества не блокировали возможность влияния на результаты голосования владельцев обыкновенных акций.
Важно рассмотреть вопрос приобретения и изменения акционерным обществом публичного статуса. Согласно п. 11 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, акционерные общества, которые были созданы до дня вступления в силу этого закона (1 сентября 2014) и которые отвечали предусмотренным п. 1 ст. 66.3 ГК РФ признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от того, содержится ли в их наименовании указание на то, что данное общество является публичным. Для целей защиты прав и интересов инвесторов Банк России, как регулятор в сфере финансового рынка, занял позицию максимально широкого подхода к пониманию квалифицирующих критериев, присущих публичному обществу. Так, в письме Банка России от 18 августа 2014 г. № 06-52/6680 было указано, что акционерные общества признаются публичными и в том случае, если они когда-либо до вступления в силу Закона № 99-ФЗ (1 сентября 2014) размещали акции путём открытой подписки и/или их акции находились в свободном обращении, независимо от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
Широкий подход к определению публичных акционерных обществ неминуемо привёл к тому, что многие общества, которые никогда не планировали привлекать средства инвесторов путём размещения своих акций на открытом рынке, были отнесены к публичным только потому, что в процессе приватизации они единовременно разместили акции среди неограниченного круга лиц, в том числе на открытых чековых и/или денежных аукционах или на открытых конкурсах. В результате возникли некие «квазипубличные» акционерные общества. Эти общества вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с «обслуживанием» правового статуса публичного общества, например в связи с раскрытием информации о своей деятельности, притом что преимуществ этого статуса (привлечение средств инвесторов на рынке ценных бумаг) они не имеют. Такие общества не могут воспользоваться и возможностями, которые предоставляет диспозитивный режим регулирования деятельности непубличных обществ, предполагающий широкую дискрецию и свободу саморегулирования внутреннего устройства непубличного общества. В результате многие акционерные общества, которые вследствие реформы вынуждены были назвать себя публичными, характеризуются несоответствием между правовой формой юридического лица и его экономическим (сущностным) содержанием.
Осуществляя реформу и очевидно сознавая несоразмерность широкого подхода к определению публичного акционерного общества, законодатель сделал ряд попыток, призванных снизить отрицательные последствия такого регулирования. В частности, Законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ были внесены изменения в п. 11 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, согласно которым акционерные общества не признаются публичными, если на день вступления в силу Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ – 1 сентября 2014 г. – они являлись закрытыми обществами или открытыми, но получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах или погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путём открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Кроме того, Законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, которые отвечают признакам публичного акционерного общества, предусмотренным п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, были наделены правом отказаться от публичного статуса при наличии следующих условий:
если на день вступления в силу Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ акции такого общества или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
число акционеров не превышает 500.
Отказ от публичного статуса осуществляется путём внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. Решения по этому вопросу принимаются общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев всех голосующих акций, принимающих участие в собрании. Голосующими по данным вопросам являются и акционеры – владельцы привилегированных акций.
Отказ от публичного статуса, который предусмотрел Закон от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ, является диспозитивной опцией, не обязывающей, а предоставляющей акционерным обществам право не иметь публичного статуса.
Вместе с тем для обеспечения правовой определённости и соответствия статуса публичного акционерного общества действительным целям этого общества и фактическим обстоятельствам в законодательстве предусмотрена обязанность акционерного общества привести свой правовой статус в соответствие с фактическими обстоятельствами. Акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 г., устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу Закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ содержат указание на то, что оно является публичным (т. е., по сути, те общества, которые «поспешили» привести свой статус в соответствие с Законом от 5 мая 2014 № 99-ФЗ), и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, должны до 1 января 2021 г.:
обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества; либо
внести в устав изменения, согласно которым из фирменного наименования исключается указание на статус публичного общества (данное решение должно быть принято на общем собрании акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании).
Условием государственной регистрации изменений в устав АО является представление документа, подтверждающего принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах или об отсутствии у АО указанной обязанности.
После 1 января 2021 г. акционерные общества могут изменить свой статус только в соответствии с положениями статей 7.1 и 7.2 Закона об АО. Изменение статуса общества, не являясь реорганизацией, представляет собой сложный юридический состав, предполагающий совокупность определённых корпоративных действий и актов. Согласно ст. 7.2 Закона об АО, публичный статус общества прекращается путём внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным. Прекращение обществом его публичного статуса допускается при одновременном соблюдении указанных в этой статьей условий:
акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;
Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
При этом законодатель для защиты прав владельцев акций публичного общества установил следующие ограничения:
решение по вопросу повестки дня об изменении статуса общества с публичного на непубличное может быть принято общим собранием акционеров большинством в 95 % голосов всех акционеров – владельцев акций общества;
указанное решение вступает в силу при условии, что общая цена акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает 10 % стоимости чистых активов общества на дату принятия решения.
Все приведённые выше случаи как временного упрощённого порядка изменения статуса акционерного общества, так и предусмотренного ст. 7.2 Закона об АО постоянно действующего порядка изменения статуса общества с публичного на непубличное имеют в качестве одного из условий предоставление права акционерному обществу не раскрывать информацию о своей деятельности. Необходимо отметить, что с 1 января 2020 г. из совокупности условий, необходимых для принятия Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, исключено условие о том, что число акционеров эмитента не должно превышать 500 (соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг Федеральным законом от 27 декабря 2018 № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»).
В литературе высказывается аргументированная точка зрения: сохранить упрощённый порядок отказа от статуса публичного акционерного общества для тех обществ, которые единожды разместили свои акции среди неопределённого круга лиц в процессе приватизации, никогда больше не привлекали и не планируют привлекать средства инвесторов путём открытой подписки. Вслед за решением законодателя в части снятия количественного ограничения при освобождении акционерного общества от обязанности осуществлять раскрытие информации о своей деятельности возможно исключение критерия численности акционеров и для «обретения» непубличного статуса такими «квазипубличными» акционерными обществами, что обеспечит соответствие правовой формы публичного акционерного общества её экономическому содержанию – привлечение инвестиций от неопределённого круга лиц (Шиткина. 2021. С. 98–128).