Неоклассический реализм
Неокласси́ческий реали́зм, формирующееся направление исследований в рамках неореализма, представляющее собой совокупность теорий среднего уровня, которые дополняют структурный реализм учением о внешней политике государства как элемента международной структуры. Возник как реакция на кризис теории международных отношений на рубеже 1990-х гг., когда ни одной теории не удалось убедительно объяснить феномен окончания «холодной войны» и оценить перспективы дальнейшей трансформации международной системы. Представляет собой синтез идей политического реализма Г. Моргентау и структурного реализма К. Уолца.
Суть подхода
В соответствии с традицией реализма, представители неоклассического реализма признают анархичную природу международной системы, конфликтность международных отношений из-за конкуренции за власть и ресурсы, важную роль структурного влияния на политику государств, ведущую роль государств в международной политике. Вместе с тем неоклассический реализм имеет особенности в методологии и концепциях.
Пересматривая методологию К. Уолца, неоклассический реализм уточняет, что структурное влияние происходит не прямо, а опосредованно, через различные внутренние атрибуты государства. Тогда внешняя политика государства определяется сочетанием факторов внутри- и внешнеполитического характера, причём в некоторых случаях решающая роль отводится не структурному влиянию, а внутриполитическим факторам. Предлагается изучать не только регулярное, но и специфическое в политике государств. Помимо объективных факторов, уделяется внимание и такому субъективному фактору, как восприятие внешних угроз, заметно влияющему на принятие политических решений. Исследования неоклассического реализма строятся преимущественно как доказывание на эмпирическом материале априорной гипотезы о связи факторов (независимых переменных) на уровне международной системы в целом и государства как её элемента с одной стороны, и изучаемых перспектив (зависимых переменных) внешней политики конкретного государства с другой стороны. Для «неоклассиков» характерно стремление к операционализации факторов вплоть до их количественного представления.
В концептуальном отношении новации проявляются в отказе от однозначно конфликтного понимания природы международной политики. Анархия порождает не конфликтную, а неопределённую среду, характеризующуюся как сотрудничеством, так и конфликтом. Исходя из конкретных условий, государству следует понять и сформулировать степень своей безопасности и способы реагирования на угрозы.
В отличие от теории К. Уолца, государство как элемент системы трактуется не унитарно, а как совокупность политиков, элит, законодательных и исполнительных институтов, каждые из которых взаимодействуют с обществом. Помимо влияния структурных сил, эти фигуранты действуют в зависимости от восприятия ими угроз или расстановки политических сил внутри государства.
Поскольку условия безопасности меняются в зависимости от обстоятельств, «неоклассики» считают приоритетом внешней политики государства даже не саму безопасность, а усиление контроля над внешнеполитическим окружением, т. е. преодоление неопределённости. В этом тезисе можно усматривать возврат к идеям Г. Моргентау, который утверждал, что цель и смысл внешней политики – это постоянное наращивание силы. Неопределённость порождается на системном уровне из-за анархии и на уровне государства, например из-за особенностей личного стиля руководства политического лидера. При этом характер взаимодействия государств может дополнительно способствовать нарастанию неопределённости на системном уровне. Примером последнего может служить выход в 2001 г. США и затем России из Договора по противоракетной обороне (1972).
Неоклассический реализм предлагает более широкую трактовку структуры и структурного влияния за счёт увеличения количества структурных переменных. Помимо распределения силы к ним относят степень неопределённости в международной системе (зависит от восприятия угроз, времени их реализации, способов реагирования) и характер стратегического окружения (благоприятное или нет). В отличие от К. Уолца, «неоклассики» не ограничивают перечень структурных переменных. Кроме того, избирательное системное влияние на государства могут оказывать дополнительные факторы, называемые «системными модификаторами»: геополитическое положение, влияние международного права, владение технологиями, система ценностей.
На элементном уровне анализа международной политики к системному влиянию добавляются промежуточные переменные, тоже оказывающие влияние на политическое поведение государства. Их называют «вторгающиеся переменные», и они могут включать в себя (но не ограничиваются этим) личный стиль руководства политических лидеров, стратегическую культуру, специфику отношений между государством и структурами гражданского общества, особенности внутриполитических институтов. Перечень «вторгающихся переменных» не фиксирован и уточняется в зависимости от исследовательских задач.
Баланс сил понимается не как пересаженный в политику «естественный» закон природы, а как явление, возникающее в политическом процессе в результате борьбы и компромиссов между точками зрения элит общества на цели политики, вызовы безопасности и средства для реагирования. Анархичная структура объективно диктует государству политику балансирования, но выбор в её пользу либо отказ зависит ещё и от внутриполитических условий. В этой связи политику баланса сил предлагается рассматривать процессуально, включая несколько форм: адекватное балансирование, чрезмерное балансирование, адаптивное небалансирование (избегание балансирования в различных формах), провальное балансирование (неудача или отказ от балансирования). Многие представители неоклассического реализма отводят элитам решающую роль в выборе той или иной формы балансирования.
В целом неоклассический реализм позволяет изучать те аспекты, которые традиционно выпадали из реалистской традиции, сосредоточенной на политике великих держав, балансе сил как политике создания противовеса, на регулярном в политике, которое и считалось закономерным. «Неоклассики» изучают нетипичное с точки зрения традиционной логики баланса сил поведение великих держав, политику государств «третьего мира», которые не имеют возможности балансировать против великих держав, а также субъективную сторону принятия внешнеполитических решений.
Критика подхода
Критики неоклассического реализма отмечают, что пока он не имеет чёткого концептуального ядра и не может считаться завершённой теорией. Предлагаемая методология также имеет недостатки. Введение множества переменных системного и элементного уровней, которые способны оказывать структурное влияние, влечёт быстрое усложнение аналитических конструкций. Поскольку набор переменных зависит от конкретной задачи, неоклассические исследования неизбежно порождают большое количество эмпирических выводов, что́ при формулировании закономерностей ведёт к индуктивизму, за который критиковали политический реализм Г. Моргентау.
Неоклассики принципиально допускают различные варианты политического выбора при одних и тех же системных условиях, что открывает путь к эклектике. Считая рост неопределённости важнейшей особенностью современных международных отношений, неоклассический реализм не даёт однозначного ответа о природе международной политики. Пытаясь примирить неореализм и неолиберализм, «неоклассики» предлагают термин frenemy – неологизм от слияния friend (друг) и enemy (враг). Тем самым открывается путь как неореалистической, так и неолиберальной трактовки отношений между государствами. Об определённом сближении «неоклассиков» с неолиберализмом и социальным конструктивизмом свидетельствуют их отказ от сугубо конфликтного понимания природы международных отношений, обращение к внутриполитическим факторам, влияющим на внешнюю политику государства и к субъективному фактору в международной политике.
Неоклассический реализм в современном мире
Наблюдаемый в 21 в. рост непредсказуемости международно-политической обстановки делает востребованным неоклассический реализм. Эволюция глобальных проблем современности возвращает интерес к государствоцентричному видению международной политики, которое предлагает это направление исследований. Неоклассический реализм пытается выявить различные модели поведения государств с учётом комплекса внутриполитических и международных факторов.