Белые воротнички
Бе́лые воротнички́ (англ. white-collar workers), обозначение конгломерата социальных групп, объединяющего работников, занятых нефизическим трудом. Широкая трактовка понятия «белые воротнички» подразумевает включение в состав этого конгломерата всей совокупности работников умственного труда, занятых хранением, использованием и обработкой информации, а также выполняющих управленческие, контрольные и информационно-технические функции.
Первоначально в состав белых воротничков включались конторские служащие, ставшие массовой группой в последней четверти 19 в. Внедрение конвейера в промышленность, концентрация производства и развитие новых коммуникационных технологий способствовали увеличению численности работников и росту бюрократизации в деловых и государственных организациях. Вследствие этого возникла потребность в значительном количестве работников, занятых различными видами конторского труда – стенографией, бухгалтерским учётом, документооборотом, управлением и т. п. Интенсивный рост конторских служащих и процессы их специализации позволили выделить данную группу работников в отдельный тип занятых, которые получили название «белых воротничков». Социально-профессиональная группа белых воротничков противопоставлялась т. н. синим воротничкам – квалифицированным рабочим, непосредственно занятым на промышленном производстве. Соответственно белыми воротничками стали называться все работники, занятые умственным трудом и выполняющие функции учёта и контроля.
При этом белыми воротничками обозначаются группы наёмных работников, у которых ограничены возможности для дальнейшей профессиональной мобильности, они находятся в подчинённом состоянии по отношению к специалистам и менеджерам, их труд относительно хуже оплачивается и преимущественно носит рутинный характер. Во 2-й половине 20 в. значительную часть рутинного беловоротничкового офисного труда (работа секретаря, личного помощника менеджера, стенографирование, машинопись и т. п.) выполняли женщины, что отражало гендерное неравенство в сфере нефизического труда.
Одной из первых попыток сравнения социальных и трудовых позиций белых и синих воротничков стало исследование немецкого социолога Х. Шпайера. Деление на две эти социальные группы обозначает принципиальное различие между умственным и физическим трудом. Согласно ряду британских и американских исследователей (Г. Браверман, Дж. Гоулдторп), это различие носит произвольный характер – многие белые воротнички выполняют преимущественно техническую работу, слабо связанную с их уровнем образования, не требующую аналитических способностей или специальных профессиональных знаний. К такому типу работы можно отнести техническую обработку данных, стенографию, первичный финансовый учёт, техническое администрирование и т. п. Вместе с тем предполагается, белым воротничкам предназначены более престижные занятия на рынке труда по сравнению с синими воротничками, поэтому в марксистской теории социальной стратификации «белые воротнички» образуют низшие слои среднего класса, тогда как синие воротнички составляют привилегированную часть рабочего класса, которая в условиях государства всеобщего благоденствия также вошла в средний класс.
При этом у белых воротничков вырабатывается особая идеология социально-профессиональной группы, отдельная от классового сознания рабочих (Д. Локвуд). Долгое время этот престиж объяснялся институциональными факторами – относительно более высоким уровнем социальной защиты белых воротничков по сравнению с рабочим классом, включая стабильную занятость, лучшие гарантии медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения (Т. Хайпетер). Однако в начале 21 в. эти различия исчезают – белые и синие воротнички, как и менеджеры и профессионалы, нередко становятся частью прекариата (Г. Стендинг) с краткосрочными трудовыми контрактами, частичной занятостью и минимизацией сопутствующего социального пакета. Это общая тенденция прекариатизации труда вызвана неолиберальными реформами занятости, сокращением регулирующей роли государства и внедрением цифровизированных систем труда и контроля.
Должностные и профессиональные позиции белых воротничков подчёркивают социальное неравенство не только в сфере труда, но и в стиле жизни, жизненных шансах, престиже и т. д. Белые воротнички находятся в особой ситуации по отношению к рабочим, поскольку трудятся в лучших условиях, имеют лучшие карьерные возможности, а также выбирают иной стиль жизни, сохраняя социальную дистанцию по отношению к рабочим. Стандартизация и рутинизация труда конторских служащих сближают социальные и трудовые позиции синих и белых воротничков, приводя к деквалификации последних. Сегодня в социальных науках понятие «белые воротнички» всё больше вытесняется другими понятиями, подчёркивающими информационную составляющую труда конторских служащих. Часто подгруппы белых воротничков называют представителями «нового класса» и «нового среднего класса» (Ч. Р. Миллс, Э. Гоулднер), символическими аналитиками (Р. Райх), информационными работниками, чья трудовая деятельность тесным образом связана с производством, обработкой и хранением информации с использованием современных компьютерных технологий.
Также утрата былой популярности термина «белые воротнички» связана с пересмотром фундаментальных подходов к анализу социальной структуры общества зрелого капитализма: чёткое деление на физический и умственный труд уже не имеет столь критического значения, поскольку всё большая доля занятых приходится на сферу услуг и управление. Доля промышленных рабочих при этом снижается, а содержание их труда претерпевает значительные изменения, которые являются результатом внедрения автоматизированных систем и компьютерных технологий; кроме того, внутри рабочего класса наблюдается растущая дифференциация. К тому же миграция промышленности в Китай и другие страны из западных стран привела к снижению доли индустриальных рабочих в сфере занятости и вызвала глубокие изменения в структуре занятости. Нивелируются различия между высококвалифицированными рабочими – синими воротничками – и низкоквалифицированными конторскими служащими, составляющими основную часть белых воротничков. Массовое использование компьютеров и других электронных устройств привело к исчезновению или глубокой трансформации целых групп «беловоротничковых» занятий: например, машинописные бюро исчезли в большинстве офисов, поскольку сотрудники и менеджеры сами занимаются обработкой текстов на компьютерах. В разное время предположение о резком росте сферы услуг выдвигали П. Дракер и Д. Белл.
Согласно теории постиндустриального общества Д. Белла, переход к новому типу общества связан с ростом сектора профессиональных услуг, основанных на теоретическом экспертном знании, что означает увеличение доли белых воротничков среди всех занятых на рынке труда. В первую очередь сторонники концепции постиндустриального общества провозглашали рост числа высококвалифицированных специалистов и менеджеров, а не выполняющих рутинные административно-технические функции белых воротничков. Некоторые критики современной капиталистической экономики (Д. Гребер) говорят о росте доли т. н. бредовой работы (bullshit job) в сфере администрирования, менеджмента и интеллектуальных сервисов – т. е. беловоротничковой работы. Бредовый труд означает различные формы бессмысленной конторской работы, которая является бесполезной или приносит вред и осознаётся работниками таковой. Квалифицированные специалисты и белые воротнички вынуждены нередко выполнять подобную работу, будучи включёнными в бюрократические системы современной постиндустриальной экономики.
До сих пор понятие «белые воротнички» широко используется при характеристике одной из форм преступности. Особое значение приобрёл термин «беловоротничковая преступность» (white-collar crime) – форма коррупции, противозаконные действия, совершаемые менеджерами частных корпораций, государственными служащими и конторскими работниками с использованием собственного служебного положения в корыстных целях. Понятие «беловоротничковая преступность» было предложено Э. Садерлендом в 1940-х гг. для привлечения внимания общественности к противозаконным и нелегальным сделкам, совершаемым высшими управляющими частных компаний и другими представителями среднего класса, занятыми в бизнесе. Первоначально «беловоротничковая преступность» рассматривалась как преступная деятельность служащих и менеджеров по отношению к работодателю (растраты и хищения), а также как незаконное поведение самих корпораций на фондовом рынке и в ситуации слияний и поглощений. Специфика беловоротничковой преступности заключается в её укоренённости в профессиональную практику корпоративных служащих и, как следствие, в сложности раскрытия подобных преступлений. Постепенно термин «беловоротничковая преступность» обрёл дополнительный социальный смысл, подчёркивающий диспропорциональность тяжести совершённых противозаконных действий и понесённого наказания для высших менеджеров крупных компаний: предполагается, что высшие менеджеры вполне успешно уходят от ответственности за преступления, которые могут быть отнесены к беловоротничковой преступности.