Миллер Нил Элгар
Ми́ллер Нил Э́лгар (Neal Elgar Miller) (3.8.1909, Милуоки, штат Висконсин – 23.3.2002, Хамден, штат Коннектикут), американский экспериментальный психолог, нейроучёный. Основоположник теории биологической обратной связи, гипотезы фрустрации – агрессии. Автор 8 книг и более 270 статей. В 2002 г. Американская психологическая ассоциация провозгласила Миллера одним из 10 выдающихся психологов 20 в.
Биография
Миллер был единственным ребёнком в семье. Мать – Лили Роуз Миллер, школьная учительница. Отец – Ирвинг Элгар Миллер, получил степень доктора философии в Чикагском университете, где учился у Дж. Дьюи и Дж. Р. Энджелла (который позже стал президентом Йельского университета), вёл преподавательскую деятельность в разных местах, позже стал профессором психологии образования в колледже штата Западный Вашингтон.
Миллер получил степень бакалавра в Вашингтонском университете (1931), степень магистра в Стэнфордском университете (1932), степень доктора философии в Йельском университете (1935). За время обучения успел поработать со многими выдающимися психологами: теоретиком в области проблем обучения Э. Р. Гатри, исследователем интеллекта Л. М. Терменом, экспериментальным психологом У. Р. Майлзом, необихевиористом К. Л. Халлом и др.
Получив стипендию Совета по научным исследованиям в области социальных наук, Миллер в 1935 г. отправился в Вену, чтобы изучать психоанализ у Х. Хартманна в Психоаналитическом институте З. Фрейда. Миллер надеялся учиться у самого Фрейда или попасть к нему на сеанс, но не смог финансово себе это позволить.
Спустя год пребывания за границей Миллер вернулся в Йельский университет в качестве преподавателя психологии и ассистента-исследователя в многопрофильный Институт человеческих отношений (1936).
Во время Второй мировой войны Миллер служил капитаном в армейском воздушном корпусе. Работал психологом-исследователем и аналитиком разведки в Управлении стратегических служб. Разрабатывал тесты для отбора будущих пилотов среди курсантов. Занимался исследованием факторов возникновения чувства страха в бою. Изучал факторы, за счёт которых можно было бы улучшить подготовку пилотов и повысить эффективность поражении целей с помощью стационарной артиллерии.
После окончания войны вернулся в Йель (в 1947).
В 1941 г. получил звание доцента. В 1950 г. стал профессором, а в 1952 г. – первым профессором на кафедре психологии имени Джеймса Роуленда Энджелла.
В 1948 г. женился на Мэрион Эдуардс, социальном работнике.
В 1966 г. перешёл из Йельского университета в Рокфеллеровский университет в Нью-Йорке на должность директора лаборатории физиологической психологии. В начале 1970-х гг. преподавал в медицинском колледже Корнеллского университета. В 1985 г. вернулся в Йельский университет на должность научного сотрудника. В 1981 г. ушёл из Рокфеллеровского университета, сохранив звание почётного профессора.
Научный вклад
Ранние исследовательские интересы Нила Миллера были сосредоточены на стыке психоанализа и бихевиоризма. Во время обучения в Йеле Миллер тесно сотрудничал с К. Л. Халлом, который развивал идею о том, что принципы классического обусловливания можно перенести на процесс обучения. В рамках своей докторской диссертации Миллер (Miller. 1935) проводил эксперимент, построенный на этом предположении. Каждый раз, когда испытуемому предъявлялась буква T, на него воздействовали шоком, а когда предъявлялась цифра 4, то шокового воздействия не было. После таких «тренировок» уже при одном воспоминании о букве Т у испытуемого менялись показатели проводимости кожи. Результаты этого исследования демонстрируют, что ментальный акт сам по себе является реакцией, который может выступать подсказкой к следующим реакциям. Миллер показал, что акты мышления подчиняются тем же законам обучения, что и внешние реакции и подсказки.
Гипотезу фрустрации – агрессии Миллер представил в книге «Фрустрация и агрессия» («Frustration and Aggression»), написанной в соавторстве с Дж. Доллардом, Л. У. Дубом и О. Х. Маурером в 1939 г. (Frustration and aggression ... 1939). Изначально идея состояла в том, что фрустрация всегда предшествует агрессии, а агрессия представляет собой следствие фрустрации. Однако чуть позже Миллер со своим коллегой Р. Р. Сирсом переформулировали изначальную гипотезу (Miller. 1941; Sears. 1941). Согласно новой трактовке, фрустрация – одна из возможных форм агрессии. То есть фрустрация не обязательно должна запускать агрессивное поведение. При этом за агрессией всегда стоит фрустрация.
В 1940-х гг. исследовал вопросы инструментального обучения социальному поведению. В 1941 г. вышла книга «Социальное обучение и подражание» («Social learning and imitation») за авторством Миллера и Долларда, в которой была предпринята попытка объяснить любое человеческое поведение через принципы обучения и контексты ситуаций обучения. Авторы предложили 4 принципа инструментального обучения:
Драйв (или мотивация, внутреннее стремление) – то, чего хочет человек. Это стремление может быть врождённым (например, голод) или приобретённым (например, желание заработать деньги).
Сигнал (или стимул, подсказка) – то, что провоцирует человека действовать. Сигнал может быть вызван реакцией.
Реакция – то, что делает человек. Реакция может быть как внешним действием (например, движение частью тела), так и внутренним (например, появление мысли).
Вознаграждение (или подкрепление) – то, что получит человек, совершив реакцию. Подкрепление реакции на сигнал увеличивает вероятность того, что при следующем предъявлении этого же сигнала последует аналогичная реакция (Dollard. 1941).
Таким образом, под инструментальным обучением понимается процесс запоминания того, какое поведение (реакции), направляемое какими указателями (сигналами), является полезным для успешного (с наличием вознаграждения) достижения своих целей (уменьшения драйва). Последующие эксперименты Миллера на крысах, а также дальнейшие исследования с участием детей подтвердили эти теоретические представления.
В 1950 г. Миллер совместно с Доллардом опубликовал книгу «Личность и психотерапия: анализ с точки зрения обучения, мышления и культуры» («Personality and psychotherapy: an analysis in terms of learning, thinking, and culture», 1950; Miller. 1950), в которой они предложили рассмотреть вопросы психоанализа через приму теории обучения.
Особое место в научной карьере Миллера занимают исследования в области биологической обратной связи (Pickering. 1977; Miller. 1979; Miller.1982). Миллер хотел заново «научить» вегетативному контролю людей с повреждением спинного мозга вследствие огнестрельных ранений. Дело в том, что у людей с травмой спинного мозга каждый раз, когда они встают или садятся, резко падает кровяное давление. Миллер показывал испытуемым их собственные усиленные показания пульса и кровяного давления, предоставляя тем самым им биологическую обратную связь (информацию о работе их организма). Со временем испытуемые научались контролировать своё кровяное давление с помощью вегетативной нервной системы, что значительно расширяло спектр их возможностей (например, посещать публичные мероприятия).
Две работы Миллера переведены на русский язык: «Приобретённые побуждения и подкрепления» (Миллер. 1960) и «Исследование физиологических механизмов мотивации» (Миллер. 1961).
Награды, премии и признание
В 1954 г. награждён медалью Уоррена от Общества экспериментальных психологов. С 1958 г. член Национальной академии наук. Получил премию Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад в 1959 г. и награду Американской психологической ассоциации за выдающийся пожизненный вклад в психологию в 1991 г.
Занимал пост президента Американской психологической ассоциации в 1960–1961 гг.
В 1964 г. получил высшую научную награду США – Национальную медаль науки с формулировкой «За продолжительное и творческое исследование принципов обучения и мотивации и яркий поведенческий анализ эффектов прямой электрической стимуляции мозга», которую ему лично вручил 36-й президент США – Л. Джонсон. Миллер стал первым психологом, удостоенным этой награды. Оригинал медали был украден из дома Миллера, поэтому ему повторно вручил медаль 39-й президент США – Дж. Картер.
В 1971–1972 гг. президент Общества нейронаук. Президент Американского общества биологической обратной связи (1984).
С 1990 г. Академия поведенческой медицины учредила премию нового исследователя имени Нила Миллера. В 1993 г. в честь Миллера совет по научным вопросам Американской психологической ассоциации учредил ежегодную почётную лекцию Нила Миллера, посвящённую нейронауке и исследованиям на животных. Каждый год на съезде Американской психологической ассоциации кто-либо из выдающихся исследователей читает лекцию по теме. В 1994 г. первую лекцию Миллер прочёл сам.
В 2000 г. получил награду «За образование в нейронауке» от Общества нейронаук. В 2002 г. Американская психологическая ассоциация включила Миллера в десятку самых выдающихся психологов 20 в. В 2010 г. один из выпусков журнала Biofeedback, издаваемого Ассоциацией прикладной психофизиологии, был посвящён работе Нила Миллера.