Космическая деятельность
Косми́ческая де́ятельность, любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [ст. 2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 № 5663-1 «О космической деятельности» (Закон о космической деятельности)].
Определение понятия
В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967) (Договор по космосу) «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел» (ст. 1).
Понятие «деятельности, связанной с космическим пространством» впервые было упомянуто в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Однако до сих пор не выработано единое определение такой деятельности, что порождает правовые проблемы, в числе которых – установление содержания и границ международной ответственности за осуществление космической деятельности.
Исходя из норм основополагающих международных договоров, космическая деятельность в широком смысле – это деятельность по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела. В нормативных правовых актах различного уровня данный термин конкретизируется, исходя из особенностей регламентируемых отношений. Так, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» определяет космическую деятельность как любую деятельность, связанную с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства (включая Луну и другие небесные тела), в том числе по созданию (разработке, изготовлению и испытаниям), использованию (эксплуатации) космической техники, космических материалов и космических технологий, оказанию связанных с осуществлением космической деятельности услуг, а также использование результатов этой деятельности, осуществление международного сотрудничества РФ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (ст. 2).
В соответствии с положениями ст. 71 Конституции РФ космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации.
Основные направления и принципы
Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также использование результатов космической деятельности и международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства.
К основным направлениям космической деятельности относятся:
научные космические исследования;
дистанционное зондирование Земли из космоса, включая государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) и метеорологию;
использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания;
использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности РФ;
наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
испытания техники в условиях космоса;
производство в космосе материалов и иной продукции;
другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники (ст. 2 Закона о космической деятельности).
Космическая деятельность осуществляется в соответствии с принципами: содействия поддержанию мира и международной безопасности путём использования достижений космической науки и техники; поощрения привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов; обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей среды; равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в области космоса; международной ответственности РФ за осуществляемую космическую деятельность; рационального сочетания и сбалансированного развития космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности РФ (ст. 4 Закона о космической деятельности).
Руководство и ответственность
В РФ общее руководство космической деятельностью осуществляет Президент РФ (ст. 5 Закона о космической деятельности).
«Роскосмос», являясь уполномоченным органом по космической деятельности, осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, разрабатывает проекты Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности.
В РФ космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 55 ст. 12). Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2020 г. № 298 утверждено Положение о лицензировании космической деятельности, в соответствии с которым лицензирование космической деятельности, ведение реестра выданных лицензий и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за космической деятельностью осуществляет «Роскосмос» [пункты 2, 11 Положения; ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»].
Объём финансирования космической деятельности определяется в федеральном бюджете на соответствующий год. Финансирование осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа, посредством выделения ассигнований из федерального бюджета государственным заказчикам и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
Государства – участники Договора по космосу несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства – участника Договора по космосу (ст. VI).
Ответственность за вред, причинённый космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за её пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинён вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причинённого вреда в полном объёме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ (ст. 30 Закона о космической деятельности).