Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами
Конве́нция о междунаро́дной отве́тственности за уще́рб, причинённый косми́ческими объе́ктами (англ. Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects), международное соглашение, принятое 29 ноября 1971 г. [резолюция 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН], открыто для подписания в Москве, Лондоне и Вашингтоне 29 марта 1972 г. и вступило в силу 1 сентября 1972 г.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (далее – Конвенция), расширяет и развивает положения Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967). Причиной разработки и принятия Конвенции послужила необходимость закрепить в отдельном международном договоре принципы, правила и процедуры, касающиеся международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, а также определить права и обязанности государств-участников в этой сфере.
По состоянию на 1 января 2022 г. Конвенцию ратифицировали 98 государств, подписали 19 государств (Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2022 // United Nations Office for Outer Space Affairs). СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1973 г. № 4855-VIII. Российская Федерация как продолжатель членства СССР в ООН является её участником.
Конвенция включает в себя общие положения и термины, закрепляет принципы распределения ответственности за причинённый космическими объектами ущерб, определяет категории лиц, которым может быть причинён ущерб, вводит механизм разрешения требований о компенсации ущерба. Состоит из преамбулы и 28 статей.
Основные понятия
В статье I Конвенции раскрываются значения используемых в ней основных терминов: «ущерб», «запуск», «запускающее государство», «космический объект».
Согласно Конвенции, под ущербом понимается лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц, уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц, международных межправительственных организаций. При этом сам размер ущерба будет определяться в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости в целях обеспечения возмещения ущерба, восстанавливающее то положение физического или юридического лица, государства или международной организации, которое существовало до момента причинения ущерба.
Понятие «запуск» включает в себя как успешно совершённый запуск, так и попытку запуска. Понятие «запускающее государство» охватывает как государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, так и государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта. В свою очередь, понятие «космический объект» включает в себя все его составные части, а также средства его доставки и их части.
Виды и условия ответственности
В Конвенции детально определяются условия ответственности государств, запускающих космические объекты, а также предусматриваются различные виды ответственности за причинённый ущерб: абсолютная (ст. II и VI); условная (ст. III); солидарная абсолютная [ст. IV(1)(a)] и солидарная условная [ст. IV(1)(b)].
В качестве общего правила закрепляется, что запускающее государство несёт абсолютную ответственность за ущерб, причинённый его космическим объектом «на поверхности Земли или воздушному судну в полёте» без необходимости установления его вины (ст. II). При этом ограничение ответственности запускающего государства допускается лишь в том случае, если оно докажет, что ущерб полностью или частично явился результатом грубой небрежности либо действия или бездействия со стороны государства-истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет, совершённых с намерением нанести такой ущерб. Тем не менее государство не будет освобождаться от ответственности, если ущерб явился следствием деятельности, совершённой с нарушением норм международного права (п. 2 ст. VI).
Конвенция предусматривает также условную ответственность в том случае, если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинён ущерб космическим объектом другого запускающего государства. В этой ситуации причинившее ущерб государство будет нести ответственность только в том случае, если ущерб причинён по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает (ст. III Конвенции).
Конвенцией также предусматривается солидарная ответственность, которая наступает в следующих случаях: 1) в результате вредоносного взаимодействия космических объектов двух запускающих государств причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам [п. 1 ст. IV]; 2) два или более государств совместно производят запуск космического объекта, в том числе, если одно государство запускает, а второе предоставляет свою территорию для запуска космического объекта [ст. V].
Условия и механизмы компенсации ущерба
Конвенция определяет круг лиц, которым может быть причинён ущерб запускающим космические объекты государством. К ним относятся: государство, которому причинён ущерб, а также физические или юридические лица, находящиеся на его территории. При этом положения Конвенции не распространяются на граждан самого запускающего государства и иностранных граждан в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта (ст. VII).
Конвенция закрепляет механизм разрешения требований о компенсации ущерба, в соответствии с которым претензия о компенсации за причинённый ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам (ст. IX). В том случае, если государство не имеет дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к третьему государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании Конвенции. Пострадавшее государство может также предъявить претензию через Генерального секретаря ООН при условии, что как государство-истец, так и запускающее государство являются членами ООН.
Конвенцией установлен общий срок исковой давности, который составляет 1 год с момента причинения ущерба или установления запускающего государства, которое несёт ответственность за ущерб (ст. X). В том случае, если полный размер ущерба неизвестен, государство-истец имеет право пересмотреть претензию и представить дополнительные материалы по истечении такого срока, но не позднее 1 года после того, как стал известен полный объём ущерба.
Для предъявления запускающему государству претензии о компенсации за ущерб не требуется, чтобы государство-истец либо физические или юридические лица, которых оно представляет, предварительно исчерпали местные средства удовлетворения претензии, которые могут иметься в их распоряжении.
Государство, а также физические или юридические лица, которым причинён ущерб, вправе требовать возмещения причинённого им ущерба в судебном порядке либо через административные трибуналы или органы запускающего государства. При этом государство не имеет права предъявлять на основании Конвенции претензию о возмещении того же ущерба, в отношении которого возбуждён иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства, или на основании другого международного соглашения, обязательного для заинтересованных государств.
Комиссия по рассмотрению претензий
Если урегулирование претензии не будет достигнуто дипломатическими средствами в течение 1 года с даты, когда государство-истец уведомило запускающее государство о предоставлении документации по своей претензии, заинтересованные стороны создают по требованию любой из сторон специальный орган по разрешению споров – Комиссию по рассмотрению претензий (далее – Комиссия) (ст. XIV).
Конвенция закрепляет положения, касающиеся формирования Комиссии по рассмотрению претензий. Она состоит из трёх членов: члена Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя сторонами. Предусматривается, что каждая сторона должна произвести соответствующее назначение в 2-месячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по рассмотрению претензий.
В том случае, если в течение 4 месяцев с даты предъявления требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой назначить председателя в течение 2 месяцев. Если же одна из сторон не производит соответствующего назначения в течение установленного срока, то председатель по просьбе другой стороны будет единолично выступать в качестве Комиссии по рассмотрению претензий.
В том случае, если между сторонами была достигнута соответствующая договорённость, решение Комиссии будет являться окончательным и обязательным. В иных случаях Комиссия выносит окончательное определение, носящее рекомендательный характер, которое стороны могут исполнить добровольно. При этом Комиссия должна изложить обоснование своего решения или определения.
Конвенция предусматривает, что Комиссия должна вынести своё решение или определение в возможно кратчайший срок и не позднее, чем через год с даты её создания, если только она не сочтёт необходимым продлить этот срок.
Решения или определения Комиссии подлежат опубликованию, а их заверенные копии передаются каждой из сторон, а также Генеральному секретарю ООН.