Методики психобиографического исследования личности
Мето́дики психобиографи́ческого иссле́дования ли́чности, исследовательские, диагностические и психотехнические методики изучения личности как субъекта жизненного пути, а также методики изучения переживания и осмысления личностью себя в данном качестве. Относятся к психобиографическому методу, истоки которого лежат в работах Ш. Бюлер, обратившейся к исследованию закономерностей жизненного пути личности в 1930-х гг. Плодотворность психобиографического метода в российской науке обосновал Н. А. Рыбников, исходивший из того, что биографический метод позволяет понять человеческую личность в целом, исследовать такие «стороны души», которые недоступны экспериментальной психологии.
Анализу подвергаются события и обстоятельства жизни человека, его отношение к временны́м параметрам собственной жизни (прошлому, настоящему, будущему), осмысление и переживание себя в качестве субъекта жизненного пути.
Психобиографические методики применяются в диагностической, консультативной и психотерапевтической работе психолога. Применение методик психобиографического исследования позволяет реконструировать «субъективную картину жизненного пути» (понятие предложенo Б. Г. Ананьевым в работе «Человек как предмет познания» – Ананьев. 1968. С. 155).
Выбор и применение конкретных психобиографических методик определяются исследовательскими задачами, когда феномены жизненного пути изучаются на выборках респондентов (номотетический подход в психодиагностике), а также возрастом, запросами и психологическими особенностями отдельных клиентов при изучении субъективной картины жизненного пути одного человека (идиографический подход в психодиагностике) с целью содействия её осмыслению, конструированию и, при необходимости, коррекции.
Виды методик психобиографического исследования личности: автобиография, биографическое интервью, графические методики, проективные методики, нарративные методики, методики анализа ранних воспоминаний.
В российской науке наиболее известны и используются психологами следующие методики: каузометрия и «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроника и Е. И. Головахи; биографический метод для изучения индивидуальности Н. А. Логиновой; методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой; методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И. Л. Соломина; методики «Модусы жизни» и «Экзистенциальные логики жизни» Е. Е. Сапоговой; психотехническая методика «Линия жизни» В. В. Нурковой; нарративная автобиографическая методика «История моей жизни» М. В. Клементьевой.
В последние десятилетия происходит расширение методологических оснований и технического инструментария методик психобиографического исследования личности, которые могут определяться как качественно-количественные методы психодиагностики.
Преимущества методик психобиографического исследования личности в сравнении с другими личностными психодиагностическими методиками: обращённость к сущностным сторонам жизни человека, экологическая валидность, естественность, психотехничность – гибкость, способность содействовать личности в овладении собой и обстоятельствами своей жизни. Психобиографические методики дают возможность исследовать личность как со стороны объективных событий её жизни, так и со стороны осмысления и переживания личностью себя как субъекта, автора своей жизни. Психобиографическое изучение личности содействует преобразованию субъективной биографической картины, выявляемой посредством методик психобиографического исследования, в личную «биографическую концепцию» человека, выступающую формой его самосознания.
Ограничения в применении методик психобиографического исследования личности: естественная склонность личности к «защите биографии»; относительная трудоёмкость и значительные временные затраты при организации исследований.