Методика опосредованного запоминания
Мето́дика опосре́дованного запомина́ния (опосредованное запоминание, опосредованное запоминание по Леонтьеву), методика исследования памяти и особенностей ассоциаций больных и детей начиная от 7 лет; может быть использована для характеристики мышления. Задача испытуемого (тестируемого) – припоминание заданных исследователем слов посредством набора изображений предметов. Изображения предметов не соответствуют задаваемым для запоминания словам, однако могут задействовать ассоциативные механизмы памяти.
Методику опосредованного запоминания в 1920-х гг. предложили А. Р. Лурия и Л. С. Выготский. Разработкой методики занимался А. Н. Леонтьев. Первые упоминания о методике и экспериментальных наблюдениях Леонтьева появились весной 1928 г. в публикации «Опосредствованное запоминание у детей с недостаточным и болезненным интеллектом». В публикации представлены 3 первые серии методики. 1-я серия представляла собой непосредственное запоминание, 2-я – опосредованное запоминание, 3-я – также опосредованное с усложнением слов и картинок. В дальнейшем Леонтьев продолжил разрабатывать методику, усложняя задания. На сегодняшний день в психиатрической клинике используются обычно 3-я и 4-я серии из числа апробированных Леонтьевым (Рубинштейн. 1999).
Основополагающим в методике А. Н. Леонтьев считал набор стимульных слов для запоминания. Набор слов для 3-й серии исследования: свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога. Набор слов для 4-й серии исследования: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. Менять слова не следует, т. к. методика в авторском варианте была многократно апробирована. В то же время стимульный набор картинок может быть как изготовлен по образцам лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, так и сделан самостоятельно. Стимульные карточки должны удовлетворять минимальным требованиям в чёткости, их размер должен быть 5 × 5 см каждая.
А. Н. Леонтьев предлагает следующую подборку картинок 3-й серии исследования: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, самолёт, географическая карта, щётка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка. И список картинок 4-й серии исследования: полотенце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расчёска, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, чёрная доска (школьная), рубашка (Леонтьев. 1983).
Для проведения исследования необходимо разграфить форму протокола. Форма содержит колонки называемых слов, соответственно выбранных карточек, ассоциирующихся со словом, объяснение связи, использованной для запоминания, успешность воспроизведения, объяснение связи воспроизведения.
Методика проводится следующим образом. Перед исследуемым выкладываются все 30 карточек серии вразброс и таким образом, чтобы они были хорошо видны. После чего исследователь инструктирует и приводит пример: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы легче было запоминать слова, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить, – "дождь". Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово» (Рубинштейн. 1999. С. 137).
После сделанного выбора картинка откладывается в сторону, а исследователь предлагает пояснить выбор картинки. Выбор и пояснения заносятся в форму протокола опыта. После предъявления всех слов в исследовании наступает пауза продолжительностью 20–30 мин, которую можно занять другими тестами. Вторая часть исследования состоит в произвольном предъявлении отобранных стимульных картинок. Исследователь просит припомнить слова, соответствующие выбранным картинкам, и пояснить, каким образом картинка напомнила слово.
А. Н. Леонтьев предлагает использовать средние значения опосредованного запоминания, основываясь на многочисленных предъявлениях методики. Так, он приводит данные, по которым видно, что у школьников 10–12 лет количество воспроизводимых слов равно 10, у умственно отсталых учеников вспомогательной школы того же возраста – 8,6, а у детей с диагнозом олигофрения в медико-педагогической клинике – 3,8 (Леонтьев. 1928).
А. Н. Леонтьев указывает, что возможности методики опосредованного запоминания шире, чем исследование памяти как простого акта запечатления информации: «Таким образом, мы видим, что в обычных условиях запоминание взрослого человека отнюдь не представляет собой элементарной деятельности», «что оно не есть простой продукт способности удерживать, продукт retentiveness (сохраняемость; перевод наш. – О.С.), говоря термином, который в английском языке издавна употребляется психологами, но что эта операция сложная и изменчивая, для осуществления которой человеческий ум развертывает все свое бесконечное богатство» (Леонтьев. 1928. С. 50)
Впоследствии эта мысль автора получила широкое развитие, уже С. Я. Рубинштейн выделяет список особенностей исполнения методики соответственно психиатрическому расстройству: «Кроме того, слабоумие (врожденное или приобретенное) проявляет себя также в том, что больному недоступен процесс опосредования. При корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения. В противоположность такому забыванию для некоторых больных характерна резко выраженная непродуктивность ассоциаций. Так, больная шизофренией в дефектном состоянии, бухгалтер по профессии, не могла ни к одному слову найти подходящей карточки» (Рубинштейн. 1999. С. 139). Таким образом выявляется выхолощенность мышления при шизофрении, что выявляет ценность методики как крайне важного инструмента анализа не только памяти, но и мышления. Стигматизация шизофрении ставит диагностов перед необходимостью использовать неявные методы, что делает методику опосредованного запоминания особенно полезным инструментом.