Мерная икона
Ме́рная ико́на (родимая, родильная икона), русский тип иконы, существовавший во 2-й половине 16 – начале 20 вв. Её размер определялся мерками новорожденного, с которого снимали «долготу роста» и ширину плечиков. На мерных иконах изображали небесного покровителя младенца.
Традиция создания мерных икон возникла во 2-й половине 16 в. и первоначально ограничивалась обиходом царствующей семьи. Для царских мерных икон 16–17 вв. характерно изображение святого в рост, строго фронтально, с образом Святой Троицы над ним. К самым ранним известным примерам относятся мерные образы для сыновей Ивана IV Васильевича – Ивана (1554), Фёдора (1557) и Дмитрия (1582, все три иконы – Музеи Московского Кремля); на них были изображены преподобный Иоанн Лествичник, великомученики Феодор Стратилат и Димитрий Солунский соответственно. Икона первенца – царевича Ивана Ивановича – украшена драгоценным окладом, свидетельствующим о значимости этой иконы для царской семьи. Вероятно, возникновение мерных икон при дворе было связано не только с желанием обладать именной иконой наследника с охранительной, оберегающей функцией, но и с сакрализацией царской власти, характерной для эпохи Ивана Грозного (Самойлова. 2003. С. 363). Мерные иконы в 16–17 вв. сопровождали монарха или члена его семьи на протяжении жизни, а после смерти владельца могли помещаться у его саркофага среди погребальных икон (в Архангельском соборе Московского Кремля и московском Новодевичьем монастыре, с 18 в. – в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге).
Мерные иконы для царской семьи писали лучшие иконописцы. Так, образы небесных покровителей детей Алексея Михайловича создавал ведущий мастер Оружейной палаты С. Ф. Ушаков. Например, выполненная им икона для царевича Фёдора Алексеевича (ныне в собрании Музеев Московского Кремля) упоминается в росписи дел за период с 1(11) марта по 1(11) июня 1661 г.: «…да писал меру государя царевича и великого князя Федора Алексеевича, а на ней написан образ Живоначальной Троицы, да образ мученика Христова Феодора Стратилата» (Цит. по: Успенский. 1914. С. 219). Царский мастер Ф. Е. Зубов написал мерную икону царевича Симеона Алексеевича с образом святого Симеона Персидского (1665, Музеи Московского Кремля). Т. И. Филатьеву приписывается создание родильной иконы с изображением преподобной Марии Египетской для царевны Марии Ивановны, дочери Ивана V Алексеевича (1689, частное собрание; см. Иконопись Оружейной палаты из частных собраний. 2017. Кат. 6. С. 29). Мерные иконы двух других дочерей Ивана V – царевен Феодосии и Прасковьи – происходят из Вознесенского монастыря в Московском Кремле («Преподобная Феодосия», 1690, иконописец К. Уланов, и «Преподобная Параскева», 1694, иконописец В. Уланов, обе – Третьяковская галерея, Москва).
В 1-й половине 18 в. традиция создания при дворе мерных икон стала угасать. Её возрождение произошло в царствование Екатерины II, по заказу которой были выполнены мерные иконы для Николая Павловича (будущего императора Николая I) и других внуков императрицы (Зимин. 2022. С. 139). Сохранилась также мерная икона будущего императора Александра II, на которой представлен святой благоверный князь Александр Невский (1818, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Петергоф). Во 2-й половине 19 в. родильные образы для наследников Романовых создавал иконописец Императорского двора В. М. Пешехонов. Вероятно, последняя мерная икона, связанная с царствующей династией, написана по случаю рождения цесаревича Алексея Николаевича в 1904 г. (местонахождение неизвестно).
Не установлено, когда именно традиция заказа мерных икон проникла в придворную аристократическую среду. В семье Шереметевых хранилась созданная в Санкт-Петербурге в 1714 г. икона «Мученица Наталия Никомедийская, с преподобным Антонием Великим в молении образу Богоматери Тихвинской» (ныне в Историческом музее, Москва). Более поздняя надпись на её обороте сообщает: «Длина сего образа изображает мерку взятую с роста княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, при её рождении». О бытовании родильных икон в дворянских семьях свидетельствует также образ из семьи Бестужевых-Рюминых «Святитель Николай Чудотворец» (1872/1873, частное собрание; см. Анохин. 2019. С. 80). Судя по надписи на обороте, он создан в меру роста новорождённого младенца Николая Бестужева-Рюмина, появившегося на свет 3(15) декабря 1872 г. Надпись сделана отцом – В. Н. Бестужевым-Рюминым, командиром Императорского Тульского оружейного завода.