Мексика. Балет и танец
Танцева́льное иску́сство и бале́т Ме́ксики. В доколониальной Мексике развитые у ацтеков музыка и танец были неотделимы от религиозных и культовых ритуалов и требовали от исполнителей значительного мастерства. В танцах принимали участие до нескольких тысяч человек, строгая традиция определяла хореографию, пространственное распределение персонажей, костюмы. Для изготовления костюмов щедро использовались цветы, перья, драгоценные камни, изделия из золота и серебра, тела танцоров раскрашивались, на лица надевались маски. После завоевания Мексики европейцами сохранялись традиционные для ацтеков и майя обрядовые, религиозные и светские танцы, однако в колониальный период танец развивался под значительным влиянием испанской культуры. В 16 в. католические миссионеры по аналогии с европейской литургической драмой для наставления новообращённых аборигенов в вопросах веры создавали зрелища на местных языках с танцами. В этих представлениях происходило слияние индейских и европейских обрядов. На базе испанских фольклорных жанров при взаимодействии с культурой коренного населения Мексики возникали новые жанры – уапанго, харана, харабе, сочетавшие танец с пением и музыкой.
Театральный танец как элемент колониальной культуры развивался в Мексике благодаря европейским мастерам, посещавшим страну с конца 18 в., и особенно после получения Мексикой независимости в 1821 г. К началу 20 в. наибольшее распространение получили французские и итальянские танцы. Росту интереса к сценической хореографии способствовали гастроли зарубежных артистов: Лои Фуллер (1897), Анны Павловой (1919).
События революции 1910–1917 гг., подъём национального самосознания возродили интерес к культуре доиспанских цивилизаций, исконному национальному искусству. В 1932 г. в Мехико открылась Школа танца (с 1938 Национальная школа танца), в которой обучали классической и мексиканской народной хореографии (ныне Национальная школа танца Нелли и Глории Кампобелло). Преподававшие в школе сёстры Нелли (Nellie Campobello) и Глория Кампобелло (Gloria Campobello) реализовали свою идею создания на основе классического танца балетов на мексиканскую тематику, основав в 1943 г. труппу Балет Мехико (Ballet de la Ciudad de Mexico), существовавшую до 1951 г., а после (до 1963) продолжившую деятельность как «Концертный балет» (Ballet Concierto).
Благодаря приглашению мексиканским правительством в 1939 г. американских танцовщиц в Мексике получил развитие танец модерн. Анна Соколов (Anna Sokolow), ученица М. Грэхем, создала в 1940 г. Мексиканскую группу классических и современных танцев (Grupo Mexicano de Danzas Clásicas y Modernas), в которую вошли артистки, воспитанные в Национальной школе танца. Позднее труппа танца модерн Анны Соколов выступала в столичном Дворце изящных искусств, именуясь «Голубой голубь». Приехавшая из США, увлечённая соединением классики и танца модерн Вальдин фон Фалькенстайн (Waldeen von Falkenstein) при государственной поддержке организовала свою труппу и в 1940 г. представила премьеру балета «Полковничиха» на музыку С. Ревуэльтаса о мексиканской революции. После отъезда Вальдин из страны в 1946 г. её дело продолжили артистки её труппы Гильермина Браво (Guillermina Bravo) и Ана Мерида (Ana Merida), руководившие балетом «Вальдин» (Ballet Waldeen). В 1947 г. при Национальном институте изящных искусств и литературы (INBAL – Instituto Nacional de Bellas Artes y Literatura) создана Академия мексиканского танца, где преподавался классический, современный и народный танец. Академия стала пространством для создания сценических постановок, содействуя национальному художественному самовыражению. Появление этой институции стало началом золотого века мексиканского танца модерн. Многие спектакли опирались на мексиканскую мифологию и историю, их оформляли знаменитые художники (Д. Сикейрос, Х. Ороско и др.), а основу хореографии составлял танец модерн с элементами народного танца. Первоначально академия функционировала как танцевальная труппа и профессиональное образовательное учреждение. Для труппы академии А. Мерида осуществила постановки на музыку К. Хименеса Мабарака – «Баллада о птице и девушках» (La Balada del pájaro y las doncellas, 1947), «Баллада о луне и олене» (La balada de la luna y el venado, 1949). В 1951 г. в академию был приглашён один из корифеев танца модерн Х. Лимон.
Пути инициаторов создания академии Г. Браво и А. Мериды вскоре разошлись: Браво работала в созданной ею в 1948 г. компании Национальный балет Мексики (Ballet Nacional de México), а А. Мерида – в отделившейся в 1956 г. от академии труппе, получившей название «Балет изящных искусств» (Ballet de Bellas Artes).
В 1963 г. по инициативе режиссёра и драматурга Селестино Горостисы (Celestino Gorostiza) был организован Классический балет Мексики (Ballet Clásico de México). Новая труппа возникла на базе двух коллективов – Концертного балета и Камерного балета (Ballet de Cámara), существовавшего с 1950-х гг. под руководством Элены Хордан (Elena Jordán) и специализировавшегося на классических и неоклассических постановках. Классический балет Мексики возглавила А. Мерида. В 1977 г. коллектив был переименован в Национальную танцевальную компанию (Compañía Nacional de Danza) и существует под таким названием поныне. Репертуар в разные годы включал редакции балетов классического наследия – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореографию Дж. Баланчина, постановки современных хореографов – Глории Контрерас (Gloria Contreras), Миро Солана (Miro Zolan) и др. На исполнительский стиль компании повлияло принятое в 1975 г. соглашение с Кубой о сотрудничестве в области балета (за основу подготовки была принята система кубинской школы, в труппе работали кубинские артисты и педагоги).
Среди других компаний, репертуар которых составляют балеты классического наследия, неоклассика и современные постановки на базе классического танца, выделяется Балет Монтеррея (Ballet de Monterrey), основанный в 1990 г. С 2008 г. в Мехико существует организация, ныне носящая название «Бесконечная компания» (La Infinita Compañía), под руководством Родриго Гонсалеса (Rodrigo González) и Рауля Тамеcа (Raúl Tamez), регулярно представляющая постановки разных стилистических направлений.
Из трупп, работавших в области танца модерн и современного танца, одной из ведущих и наиболее значимых в стране был основанный в 1948 г. в Мехико Национальный балет Мексики. В 1991–2006 гг. труппа базировалась в г. Керетаро, где в 1991 г. Г. Браво основала также Национальный центр современного танца [Centro Nacional de Danza Contemporánea en Querétaro (Национальный колледж современного танца, Colegio Nacional de Danza Contemporánea)]. Репертуар Национального балета Мексики составляли постановки Браво «Памяти Сапаты» (1951), «Рай утопленников» (1960) (оба – композитор Хименес Мабарак), «Да здравствует свобода!» на музыку А. Онеггера (1965) и др.
В 1966 г. заявил о себе «Независимый балет» (Ballet Independiente), основанный в Мехико Раулем Флоресом Канело (Raúl Flores Canelo) и Гладиолой Ороско (Gladiola Orozco). Эта труппа пропагандировала современный танец в постановках с актуальной проблематикой. В 1983–2009 гг. в Мехико существовал «Балет Театро дель Эспасио» под руководством Г. Ороско и Мишеля Декомбе (Michel Descombey), работавший с разными техниками современного танца. В 1989 г. основана балетная труппа «Мескальтитан» (Ballet Mexcaltitán) штата Наярит. С 2011 г. в Мехико функционирует Продюсерский центр современного танца (Centro de Producción de Danza Contemporánea – Сeprodac), цель создания которого – стимулировать развитие в стране современного танца путём пластических экспериментов и исследований. С профессиональными артистами постоянной труппы центра работают приглашённые хореографы, показывая подготовленные постановки на различных сценах страны; центр также реализует образовательные проекты.
Танцевальные компании Мехико: «Делфос» (Delfos Danza Contemporánea, 1992), «Балет Метрополитано» (Ballet Metropolitano, B.Met; основан в 2006 как Blandior Compañía de Danza en la Ciudad de México, современное название с 2007), «Конвексус» (Convexus Ballet Contemporáneo, 2013), «Аксиома» (Axioma Project Dance Company, 2013) и др.
Традиции национального танца представляет Фольклорный балет Мексики (Ballet Folklórico de México), основанный в 1952 г. Амалией Эрнандес (Amalia Hernandez), которая изучала фольклор и в своих постановках средствами народно-сценического танца представляла танцевальную культуру разных регионов страны. После смерти Эрнандес (в 2000) коллектив сохраняет созданный ею репертуар. При труппе в 1968 г. открыта школа. В 2002 г. основана Мексиканская компания фольклорного танца (Compañía Mexicana de Danza Folklórica, Мехико).
Среди независимых компаний современного танца: «Антарес» (Antares Danza Contemporánea, 1987, Эрмосильо), «Аксенти» (Aksenti Danza Contemporánea, 1991, Мехико), «Теория гравитации» (Teoría de Gravedad, 1993, Монтерей), «Эфирное тело» (Cuerpo Etéreo, 1997, Монтерей), Компания современного танца Акапулько (Compañía de Danza Contemporánea de Acapulco, 2017).
Профессиональные труппы современного и фольклорного танца существуют при университетах – в городах Веракрус, Пуэбла и др. «Хореографическую мастерскую» Национального автономного университета Мексики (Taller Сoreográfico de la UNAM) в Мехико создала в 1970 г. (руководила труппой до своей смерти в 2015) Глория Контрерас. Начав обучение танцу в Мехико, она продолжила образование в Нью-Йорке, где испытала сильное влияние Баланчина. По возращении на родину она добилась организации труппы с государственной поддержкой и создала для неё оригинальный репертуар преимущественно в технике классического танца с элементами современного. В 21 в. коллектив сохраняет наследие своей создательницы, а также пополняет репертуар постановками современных хореографов.
Развитию танцевального искусства в стране во многом способствовал проводившийся ежегодно с 1962 г. Фестиваль танца Мексики, в рамках которого хореографы имели возможность представить свои работы публике на сцене Лесного театра (Teatro del bosque) в столице. Ежегодный Международный фестиваль Сервантино [Festival Internacional Cervantino (FIC), или El Cervantino; музыкальные, танцевальные, театральные представления] проходит в г. Гуанахуато, ведёт историю с 1953 г., с 1973 г. международный статус. С 1981 г. ежегодно проводится Международный фестиваль современного танца Лилы Лопес в Сан-Луис-Потоси, с 2007 г. раз в 2 года – Международный фестиваль танца Ibérica Contemporánea в Мехико, с 2021 г. ежегодно – Фестиваль балета в Гвадалахаре. Регулярно проходят фестивали современного и фольклорного танца в Мехико, Куэрнаваке, Морелии, Гвадалахаре, Нижней Калифорнии.