Куба. Балет и танец
Бале́тное и танцева́льное иску́сство Ку́бы. Танцевальный фольклор современной Кубы объединил испанские и африканские традиции. В 16 в. испанцы привезли на остров обычаи и европейскую танцевальную культуру и создали первые школы танцев. С ввозом на Кубу негров-рабов начал распространяться африканский музыкально-танцевальный фольклор. На нём основан стиль сон, известный с 19 в. и после ряда трансформаций получивший особую популярность в 1920–1930-х гг.
Развитию танца как зрелища способствовали разного рода уличные шествия во время религиозных праздников, карнавалов и др. Сценический танец формировался в рамках музыкального театра, пришедшего из Испании.
На сцене открывшегося в 1775 г. в Гаване театра «Колисео» гастролировали испанские труппы, показывавшие тонадилью, сарсуэлу и сайнету со множеством танцевальных номеров. В 1-й половине 19 в. сформировался кубинский театр-буфф, на сцену которого проникали народные песни и танцы – контрданс, гуарача, криолья, а позже дансон и румба. В конце 19 в. необычайный успех в Латинской Америке и Испании имела хабанера «Ты» кубинского композитора Э. Санчеса де Фуэнтеса.
С балетным искусством кубинцы познакомились в 19 в. благодаря гастролёрам. Первое балетное представление на Кубе – «Дровосеки» – состоялось в 1801 г. в театре «Театро-дель-Сирко» в Гаване. В 1803 г. для открытия реконструированного театра «Колисео» (новое название – «Театро Принсипаль») был приглашён французский хореограф и танцовщик Ж. Б. Франсиски с небольшой балетной труппой, которая пополнилась несколькими кубинскими артистами.
Франсиски поставил за сезон 16 мелодраматических балетов-пантомим: «Тайный брак», «Пещера разбойников чёрного леса, или Признанный ребёнок» и др.
В 1816 г. труппа Х. Гонсалеса показала балет «Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда. В 1841 г. на Кубе гастролировала Ф. Эльслер. В 1849 г. здесь впервые увидели балет «Жизель» А. Адана. Для возникновения кубинского классического балета большое значение имели гастроли А. П. Павловой и её труппы (1915, 1917, 1918–1919).
Первая кубинская балетная музыка написана А. Рольданом: «Ремамбарамба» (1928) и «Чудо в Анакилье» (1929). В 1930 г. в Гаване открылась первая школа, созданная под эгидой общества «За музыкальное искусство», под руководством русского танцовщика и балетмейстера Н. П. Яворского (с 1939 школу возглавлял Ж. Миленофф, в 1941–1959 – Альберто Алонсо). Общество «За музыкальное искусство» ежегодно устраивало фестивали с участием учеников школы и приглашённых зарубежных артистов. В программу, наряду с мировой классикой, входили и балеты кубинских композиторов: «Дионе» Санчеса де Фуэнтеса (1940, первый национальный балет, получивший сценическое воплощение), «Форма» Х. Ардеволя (1942), «Перед рассветом» И. Гонсалеса (1947).
Одна из первых попыток создания профессиональной труппы относится к 1942 г., когда Фернандо и Алисия Алонсо в содружестве с испанским драматургом Ф. Мартинесом Альенде основали в Гаване труппу «Ла Сильва» (существовала недолго из-за материальных трудностей). В 1948 г. в столице начал работу «Балет Алисии Алонсо» (с 1955 – «Балет Кубы», с 1959 – «Кубинский национальный балет»), положивший начало развитию национальной школы балета.
1950 г. при труппе организована школа. После Кубинской революции 1959 г. коллектив и школа получили статус государственных, а развитие балетного искусства стало одним из приоритетных направлений культурной политики.
Были созданы и поныне работают: Ансамбль современного танца Кубы (1959), Экспериментальная труппа танца Гаваны (основана в 1960 как труппа Альберто Алонсо, с 1962 – современное название), Национальный фольклорный ансамбль (1962), Балет Кубинского института радио и телевидения (1963, с 2021 при Институте информации и социальной коммуникации, ранее Кубинский институт радио и телевидения), балетный коллектив провинции Камагуэй (1967), Театр современного танца в Гаване «Ретасос» (Danza Teatro Retazos, 1987), «Данца комбинатория» (Danza Combinatoria; 1989), объединение De Cuba с действующей школой современного танца (1993) и др. Сложилась сеть муниципальных и провинциальных школ. В 1962 г. в Гаване основана Национальная школа искусств (с 1976 вуз), где осуществляется хореографическая подготовка. С 1960 г. в Гаване 1 раз в 2 года проводится Международный фестиваль балета. Среди кубинских артистов балета, получивших во 2-й половине 20 – начале 21 вв. мировое признание, – Л. Араухо, К. Акоста, Х. М. Корреньо, Р. Сарабиа.