Меккель Кристоф
Ме́ккель Кри́стоф (Christoph Meckel) (12.6.1935, Берлин – 29.1.2020, Фрайбург), немецкий поэт, прозаик, график.
Сын писателя Э. Меккеля, детство провёл во Фрайбурге-им-Брайсгау. В декабре 1944 г. мать с детьми, спасаясь от авианалётов британской авиации, бежала в Эрфурт в дом родителей. В 1947 г. семья покинула советскую зону оккупации Германии и вернулась во Фрайбург. До 1953 г. учился в гимназии (не окончил). В 1953–1954 гг. путешествовал по Европе, Африке, Америке. В 1954–1955 гг. учился во фрайбургском филиале Академии художеств Карлсруэ у Р. Дишингера, в 1956 г. несколько месяцев – в Мюнхенской академии художеств. Затем перебрался в Париж, где познакомился с П. Целаном и его переводами русской поэзии.
В 1956 г. начал работать художником и дебютировал как поэт. Первая публикация – сборник из семи коротких стихотворений «Шапка-невидимка» («Tarnkappe», 1956), проиллюстрированный собственными гравюрами. Автор 30 поэтических сборников, публиковавшихся на протяжении более 50 лет в небольших издательствах: «Отель для сомнамбул» («Hotel für Schlafwandler», 1958), «Туманные горны» («Nebelhörner», 1959), «Заросли» («Wildnisse», 1962) и др. Стихотворения из всех изданных ранее поэтических книг впоследствии вошли в сборник «Шапка-невидимка. Собрание стихотворений» («Tarnkappe. Gesammelte Gedichte», 2015, частично опубликованы в русском переводе, 2020). Писатель отдавал дань традиционным поэтическим жанрам: балладе, сонету, оде, песне. В цикле стихотворений «Комедии ада» («Die Komödien der Hölle», 1979−1987) зарекомендовал себя как мастер меланхолической любовной лирики. В сборнике поэм «Без начала и конца. Две поэмы» («Kein Anfang und kein Ende. Zwei Poeme», 2017), полном аллюзий на Ветхий Завет, рассказана история слепого старца и его поводыря.
Для поэзии характерны мотивы странствий, бродяжничества, путешествий в дальние страны, приключений, а также мотив пророчества, связанный с провидческим даром поэта. В стихотворениях нередко воспеваются умершие, появляются образы фантастических существ, реальность приобретает сюрреалистические черты. Жизнеутверждающая, отсылающая к образам детства лирика осложнена критикой рационалистического духа времени.
В 1960-е гг. вышли первые сборники повестей, проникнутые фантастическими мотивами: «Манифест мёртвых» («Manifest der Toten», 1960), «В стране Умбрамаутов» («Im Land der Umbramauten», 1961). Первый роман «Бараний рог» («Bockshorn», 1973; экранизация 1984, режиссёр Ф. Байер) в русле магического реализма повествует о трагикомических приключениях двух подростков, занимающихся воровством и попрошайничеством на улицах некоего города. Они отправляются путешествовать и «выходят на след» ангела-хранителя одного из героев. В повести «Свет» («Licht», 1978) повествуется о трагическом расставании двух влюблённых. В романе «Сообщение для Баратынского» («Nachricht für Baratynski», 1981) события из жизни Е. А. Баратынского переплетаются с воспоминаниями К. Меккеля о послевоенной Германии.
Автор произведений мемуарной прозы. Наиболее известна «Картинка-загадка. О моём отце» («Suchbild. Über meinen Vater», 1980), относящаяся к т. н. отцовской литературе. В книге, полной горького разочарования, К. Меккель предпринял попытку разобраться в личности отца, предъявив ему обвинения в жестокости и соучастии в военных преступлениях национал-социалистов. В книге воспоминаний «Картинка-загадка. Моя мать» («Suchbild. Meine Mutter», 2002) признался в нелюбви к матери, изобразив её чёрствой, холодной и ограниченной.
Ряд произведений К. Меккеля посвящён собственному детству и юношеским годам. В повести «Пожар» («Der Brand», 1965) описал пережитую в 1944 г. бомбардировку Фрайбурга британской авиацией. Книга мемуаров «Русская зона. Воспоминание о послевоенном времени» («Russische Zone. Erinnerung an den Nachkrieg», 2011) рассказывает о событиях 1944–1947 гг. В основу мемуаров «Тёмная часть света. Воспоминания о времени в Африке» («Dunkler Weltteil. Erinnerung an afrikanische Zeit», 2013) легли впечатления о путешествии писателя, во время которого он, в частности, встретился с нигерийскими литераторами А. Тутуолой, К. Окигбо и др.
Автобиография «Репортаж о создании мировой комедии» («Bericht zur Entstehung einer Weltkomödie», 1985) отразила творческий путь К. Меккеля-художника. В книге «Здесь моют золото. Воспоминание о Петере Хухеле» («Hier wird Gold gewaschen. Erinnerung an Peter Huchel», 2009) описана многолетняя дружба писателя с поэтом П. Хухелем. Посмертно опубликована книга «Стеклянная дверь, широко открытая. Избранная проза» («Eine Tür aus Glas, weit offen. Gesammelte Prosa», 2020), составленная из заметок, рецензий, благодарственных речей, эссе, воспоминаний о друзьях, рисунков, над которой К. Меккель работал в последние годы жизни.
Иллюстрировал книги, в том числе немецкое издание Всеобщей декларации прав человека (1974). Наиболее значительное собрание графики К. Меккеля – двухтомник «Мировая комедия. Каталог печатной графики» («Die Weltkomödie. Werkverzeichnis der Druckgrafik», 2011) объёмом более 2 тыс. страниц, который включает в себя гравюры 1955–2005 гг., складывающиеся в эпическое повествование о мире.
Член Немецкой академии языка и поэзии (с 1980).
Поэтическая премия Райнера Марии Рильке (1978), премия Йозефа Брайтбаха (2003), поэтическая премия Георга Тракля (1982), премия Иоганна Петера Гебеля (2018).