Хухель Петер
Ху́хель Пе́тер (Peter Huchel; настоящее имя Хельмут Хухель, Hellmut Huchel, сменил в 1930) (3.4.1903, Лихтерфельде, ныне в черте Берлина – 30.4.1981, Штауфен-им-Брайсгау), немецкий поэт.
Детство провёл в Берлине, в 1916 г. переехал вместе с родителями в Потсдам. Участвовал в Капповском путче 1920 г.; получил ранение. В 1923–1926 гг. изучал литературу и философию в университетах Берлина, Фрайбурга и Вены. В Берлине присоединился к кругу философа и антрополога О. Гольдберга, во Фрайбурге посещал также антропософские курсы. В 1927–1930 гг. путешествовал по Франции, Румынии, Венгрии и Турции. В 1931 г. поселился в берлинской колонии художников на Лаубенхаймер-плац, в которой проживали деятели искусства левого толка; там на почве идей марксизма сблизился с Э. Блохом и А. Канторовичем (колония разгромлена нацистами в 1933).
С 1924 г. публиковал стихи и прозаические наброски в периодических изданиях Der Freiburger Figaro («Фрайбургский Фигаро»), Die literarische Welt, Das Innere Reich («Внутренняя империя»), Die Kolonne («Колонна»). В очерке «В 1930 году» («Im Jahre 1930», 1931), повествующем о нацистском пособнике, выходце из мелкой буржуазии, нашли отражение левые взгляды автора, его неприятие нацизма. В первый поэтический сборник «Пруд для мальчиков» («Der Knabenteich», 1932; литературная премия журнала Die Kolonne, 1932) вошли стихотворения, отразившие впечатления от природы Бранденбурга.
В 1934–1940 гг. писал для Берлинского радио: политические радиопьесы «Горничная и ребёнок» («Die Magd und das Kind», 1935), «Маргарета Минде» («Margarethe Minde», 1939) и др. В первой изображён мир, красочность и теплота которого с приходом нацистов к власти сменяются холодом, тьмой, запустением, а человек теряет ощущение безопасности и веру в счастье. Вторая пьеса – на сюжет повести «Грета Минде» Т. Фонтане (1880), посвящённой событиям 17 в. (героиня сожгла дотла немецкий город Тангермюнде).
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. служил в радиотехническом подразделении Люфтваффе под Берлином (с 1941); в апреле 1945 г. попал в советский плен. Прошёл обучение в антифашистской школе в лагере для военнопленных в Рюдерсдорфе, после чего работал на Берлинском радио главным драматургом, затем режиссёром-постановщиком (1946) и руководителем художественной редакции (с 1947).
Первый послевоенный сборник П. Хухеля «Стихотворения» («Gedichte», 1948) вместил как новые, так и ранние (1925–1935) произведения. Их основная тема – царство природы, в котором человек занимает такое же место, как растения, камни, животные, стихии, не обосабливаясь и не выделяясь.
С 1949 г. главный редактор литературного журнала Sinn und Form, основанного И. Р. Бехером и П. Виглером. Подвергался критике за публикации, противоречившие политике издания, делая его площадкой для политических и эстетических дискуссий. В 1953 г. опубликовал фрагмент либретто неоконченной оперы Х. Эйслера «Иоганн Фаустус» по роману Т. Манна, заклеймённой официальной критикой за буржуазный формализм. В мае 1953 г. уволен, но благодаря вмешательству Б. Брехта восстановлен в должности. После смерти Брехта (1956) нападки на Хухеля начались с новой силой; в 1962 г. в знак протеста против травли в печати писатель покинул журнал.
В 1963 г. за поэтический сборник «Дороги, дороги» («Chausseen, Chausseen», 1963), изданный в ФРГ, удостоен западноберлинской Премии Фонтане. Автор не отказался от неё, что привело к официальному запрету на публикации и на свободный выезд из страны. В 1965 г. Хухелю не разрешили выехать во Франкфурт-на-Майне для преподавания в университете, с 1968 г. стали конфисковывать почту. Преследования со стороны Министерства госбезопасности ГДР отразились в лирике Хухеля. Стихотворение «Суд» («Das Gericht», 1971) показывает отношение поэта к диктатуре. Герой Хухеля отказывается говорить под принуждением, требует честности, а не снисхождения; он называет естественным только тот закон, который защищает неприкосновенность жизни, честь и личную свободу. Власть предстаёт в образе «заходящей луны», теряющей силу. В поддержку Хухеля выступили международный ПЕН-клуб, Академия художеств Западного Берлина, М. Фриш и Г. Бёлль. В 1971 г. П. Хухелю разрешили покинуть ГДР. До мая 1972 г. жил в Риме, затем переехал в Штауфен-им-Брайсгау (ФРГ).
Поэзия Хухеля тесно связана с природой и жителями Бранденбурга. Для поздней лирики характерен синтез политической тематики и пейзажных мотивов. В стихотворениях 1960-х гг. образы холодной и мрачной природы (упавшие ели, серый дождь, чёрная гладь воды) передают ощущение разочарования и социального оцепенения: «Сон на льдине» («Traum im Tellereisen», 1962), «Сад Теофраста» («Der Garten des Theophrast», 1962).
В 1967 г. в Мюнхене опубликована поэтическая книга «Садок звёзд. Стихи 1925–1947 годов» («Sternenreuse. Gedichte 1924–1947»). Стихотворения, написанные после 1963 г., вошли в сборник «Считаные дни» («Gezählte Tage», 1972). Название последней поэтической книги Хухеля «Девятый час» («Die neunte Stunde»; Литературная премия Эйхендорфа, 1979) отсылает к Евангелию от Матфея; произведения проникнуты мотивами печали, одиночества и предчувствием смерти.
Официальный представитель ГДР на Международном поэтическом биеннале в г. Кнокке-Хейст (Бельгия, 1956). Член Немецкой академии художеств ГДР (1952–1971), Баварской академии изящных искусств (1970), Немецкой академии языка и поэзии (1971).
Национальная премия ГДР (1951), Премия Фонтане в области искусства и литературы (1955, Потсдам, ГДР), Австрийская государственная премия по европейской литературе (1971), Премия Андреаса Грифиуса (1974).