Майский (город)
Ма́йский, город в России, в Кабардино-Балкарии (Северо-Кавказский федеральный округ), административный центр Майского муниципального района и городского округа Майский, в состав которого, помимо города, входят сёла Красная Поляна, Лесное, Пришибо-Малкинское, Сарское и дорожный разъезд Баксан.
Общие сведения
Площадь городского округа составляет 139,8 км2 (2021). Город находится на востоке Кабардино-Балкарии, в холмистой предгорной местности, у слияния рек Черек и Терек, в 40 км к северо-востоку от столицы республики г. Нальчик. Транспортный узел, ключевые автомобильные дороги связывают город с автомагистралью Р-217 «Кавказ» (станица Павловская на автомобильной магистрали М-4 «Дон» – граница России и Азербайджана), городами Прохладный и Терек. В Майском находятся две железнодорожные станции – Котляревская (пригородное и дальнее сообщение) и Пришиб (пригородное сообщение). Прямое пригородное железнодорожное сообщение с Владикавказом, Георгиевском, Новопавловском и Минеральными Водами, поезда дальнего следования до Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа, Нальчика, Новороссийска и Туапсе.
Регулярные автобусные маршруты до Нальчика и других городов Кабардино-Балкарии. Внутригородской пассажирский транспорт представлен маршрутными такси.
Население
Численность населения города составляет 26 318 человек (на 1 января 2021). Динамика численности населения (по данным переписей, человек, год): 26 755 в 2010, 27 037 в 2002, 24 533 в 1989, 21 768 в 1979, 18 623 в 1970, 12 387 в 1959. Национальный состав (по данным Всероссийской переписи населения 2010, %): русские 70,0, турки 11,4, кабардинцы 5,6, корейцы 3,3, цыгане 2,9, украинцы 1,2, другие 5,6.
История
Формирование будущего города в 1810-х гг. – 1917 г.
На месте современного города в 1810-х гг. находился казачий пост Пришиб (на казачьем наречии пришиб – крутой поворот реки, где плывущего прибивает к берегу), первое упоминание о нём относится к 1819 г. В 1822 г., во время Кавказской войны 1817–1864 гг., в рамках строительства укреплений Кавказской линии на территории Кабарды (впоследствии Кабардинская линия) начато строительство военного укрепления Пришибское. Укрепление стало первым военным укреплённым поселением на новом тракте Военно-Грузинской дороги, где следовавшие в Грузию войска, почтовые кареты и экипажи делали остановку для отдыха. До 1837 г. укрепление Пришибское не имело постоянного населения.
Первое описание укрепления (1824) принадлежит П. Зубову (Очерки истории городов ... 1983. С. 5). В 1827 г. литератор и этнограф Н. А. Нефедьев оставил такое описание Пришиба:
Маленький квадратный четырехугольник с глубоким рвом и валом, среди которого вырыты в земле казармы, а по углам из амбразур выглядывают орудия, составляет укрепление, ограничивающееся с одной стороны рекою Тереком, с другой (противоположной) форштатом, а с прочих открытым полем. В форштате, обнесенном земляною стеной аршина в два вышины, примкнутою к валу укрепления, построено солдатами несколько домиков и небольшая квартира для проезжающих.
В мае и августе 1829 г. в укреплении останавливался А. С. Пушкин.
В 1837 г. принято решение о формировании вокруг укрепления казачьей станицы, в том же году подготовлен план будущего поселения, который в 1838 г. одобрен императором Николаем I и в мае того же года направлен командиру 1-го Владикавказского полка полковнику И. Г. Стоцкому для немедленного приведения в исполнение. С лета 1838 г. началось заселение станицы Пришибской, главным образом малороссийскими казаками. Первоначально станица входила в состав Кавказского линейного казачьего войска, а после его разделения в 1860 г. – в Терское казачье войско. В 1848 г. в станицу переселены крестьяне из Харьковской, Черниговской, Полтавской и Воронежской губерний. Население станицы планомерно росло: 176 человек (1842), 234 человека (1844), 1127 человек (1878), 3113 человек (1910). В 1849–1850 гг. в станице была построена деревянная церковь в честь Архангела Михаила (в 1907–1909 заменена каменной).
С 1860 г. станица Пришибская входила в состав Терской области. Относилась к Западному военному отделу (1862–1869/1870), входила в состав Владикавказского округа (1869/1870–1888) и Сунженского отдела (1888–1921). В 1875 г. открыто движение по прошедшей в окрестностях станицы железнодорожной линии Ростов – Владикавказ, в 3 км южнее станицы открыта станция Котляревская. В 1880-х гг. из станицы Пришибской выделились 4 хутора: Пришибо-Малкинский, Церковный, Поповский и Сарский. В 1888 г. рядом со станцией казаки построили несколько домов, поселение получило название посёлка Пришибский (Пришиб). Близ станции появились купеческие складские помещения и торговые заведения. С того же года станция Котляревская и пристанционный посёлок Пришибский также входили в состав Сунженского отдела. В 1914 г. открыто постоянное движение по железнодорожной линии Котляревская – Нальчик. К началу 20 вв. в станице возник ряд кустарных предприятий, в 1912 г. немецким предпринимателем Кондором открыт спиртовой завод.
В годы революций и Гражданской войны
Осенью 1917 г., после разгрома горцами ряда казачьих станиц, Пришибская стала одним из мест приёма казачьих семей, лишившихся крова.
После Октябрьской революции 1917 г. станица Пришибская и пристанционный посёлок Пришибский вошли в Терский край. 1(14) декабря 1917 г. правительство Горской республики и Войсковое правительство Терского края сформировали коалиционное Терско-Дагестанское правительство. В марте – июле 1918 гг. населённые пункты входили в Терскую советскую республику (ТСР), которая 7 июля того же года вошла в Северо-Кавказскую советскую республику. В ходе Гражданской войны 1917–1922 гг., во время Терского антибольшевистского казачьего восстания в июне – ноябре 1918 г., в станице Пришибской к нему примкнула большая группа казаков во главе с сотником М. И. Божком, на Котляревском фронте воевали летучие партизанские отряды уроженцев станицы хорунжего П. П. Плюща и урядника А. Р. Самойленко. Упорные бои развернулись за станцию Котляревская, которую несколько раз удавалось занять бронепоезду «III Интернационал» и поддерживавшим его отрядам Рабоче-Крестьянской Красной Армии под командованием начальника Владикавказского военного округа и командующего фронтом П. В. Егорова. Однако после подрыва казаками железнодорожного моста через Терек контроль над станцией остался в их руках. Лишь 18 ноября на берегу Терека, у разрушенного моста, встретились передовые части 11-й и 12-й Красных армий. В станице и пристанционном посёлке была восстановлена советская власть, остатки повстанцев ушли в Дагестан.
26 января 1919 г. станция Котляревская и станица Пришибская были заняты частями Добровольческой армии. В рамках объявленной Деникиным всеобщей мобилизации казаки станицы Пришибской и пристанционного посёлка были мобилизованы в 1-й Сунженско-Владикавказский полк 3-й Терской дивизии и 1-й Сунженско-Владикавказский пластунский батальон. После поражения Белых войск на Дону и Кубани в тылу Добровольческой армии активизировались сторонники советской власти. В марте 1920 г. Малокабардинский партизанский отряд занял железнодорожную станцию Котляревская (12 марта) и станицу Пришибская (20 марта).
20 марта 1920 г. в станице Пришибской начал работу временный исполнительный комитет, 25 апреля – ревком. Для поддержания порядка и борьбы с бандитизмом при Пришибском ревкоме была создана милиция в составе 50 человек. В конце марта 1920 г. в пристанционном посёлке Пришибский, а летом того же года и в станице Пришибской возникли ячейки РКП(б); в конце апреля – начале мая 1920 г. в пристанционном посёлке создана первая комсомольская ячейка.
Формирование будущего города в 1921–1959 гг.
В январе – сентябре 1921 г. станица и пристанционный посёлок находились в составе Горской АССР. В 1921–1924 гг. оба населённых пункта входили в Урванский округ Кабардинской автономной области (1921–1922) и Кабардино-Балкарской автономной области (1922–1924), затем в Прималкинский округ (1924–1925, 1928–1931) и Прималкинский район (1931–1938) Кабардино-Балкарской АО (с 1936 Кабардино-Балкарской АССР). В 1924 г. на левом берегу реки Черек, напротив станицы и винокуренного завода, образовался хутор, получивший название «Советский». В 1925 г. пристанционный посёлок Пришибский переименован в посёлок Майский. В 1925–1928 гг. Майский – центр Казачьего округа Кабардино-Балкарской АО.
В 1927–1929 гг. в районе Майского и станицы Пришибской проведены работы по перекрытию Терека и сооружению Мало-Кабардинского оросительного канала, штаб стройки находился в Майском. В 1929 г. на южной окраине станицы Пришибской заложено одно из крупнейших на Северном Кавказе пищевых предприятий – Котляревский птицекомбинат (пущен в 1933). В 1930 г. основан Котляревский лубзавод, при котором сформировался посёлок для рабочих, получивший название «Пенькозавод». В том же году в ходе коллективизации и активной деятельности 25-тысячников организованы 2 колхоза в Майском (один впоследствии получил название «Урожайный»; второй – «Мировой Октябрь»), колхоз «Сталинский путь» на хуторе Сарском, колхоз «Красный казак» на хуторе Пришибо-Малка; в 1931 г. организована машинно-тракторная станция. В 1932 г. восточнее Майского, на левом берегу Терека, около плотины Мало-Кабардинской оросительной системы построен Терский рыбозавод.
Постановлением ВЦИК от 20 апреля 1937 г. посёлок Майский преобразован в рабочий посёлок. Районный центр Кабардино-Балкарской АССР (1937–1944, 1957–1963), Кабардинской АССР (1944–1957). В Майский район вошла и станица Пришибская.
После начала Великой Отечественной войны жители рабочего посёлка Майский и станицы Пришибской участвовали в формировании 175-й стрелковой дивизии и национальной Кабардино-Балкарской 115-й кавалерийской дивизии. В ходе Битвы за Кавказ 1942–1943 гг. в обороне Майского района по реке Черек с августа 1942 г. участвовали курсанты Новочеркасского кавалерийского училища под командованием полковника И. П. Калюжного, отражали попытки навести переправу 626-й и 683-й стрелковые полки, а также отдельный учебный и 570-й отдельный сапёрный батальон 151-й стрелковой дивизии. В районе птицекомбината и спиртзавода натиск противника сдерживали 875-й и 884-й стрелковые полки 295-й стрелковой дивизии и подразделения 392-й стрелковой дивизии. Активно действовали бронепоезда 42-го отдельного дивизиона бронепоездов (особенно отличился командир бронеплощадки лейтенант В. И. Малышев). Оборона Майского продолжалась в августе – сентябре 1942 г. 24 сентября германские войска заняли рабочий посёлок Майский и станицу Пришибскую. На территории Прохладненского и Майского районов действовали партизанские отряды (18 ноября 1942 в Майском была повешена партизанка А. Ф. Козуб). В ночь с 3 на 4 января 1943 г. части Красной Армии освободили станицу Пришибскую и рабочий посёлок Майский. В ходе боевых действий хозяйству Майского и окрестных населённых пунктов был нанесён значительный ущерб. Ряд предприятий был восстановлен в кратчайшие сроки (так, спиртзавод дал первую продукцию 26 октября 1943), к началу 1945 г. действовали все промышленные и сельскохозяйственные предприятия. К 1950 г. рабочий посёлок и станица были полностью восстановлены.
История с 1959 г.
В июне 1959 г., в связи с тем что рабочий посёлок Майский и станица Пришибская фактически слились в единый населённый пункт, Президиум Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР включил станицу и хутор Советский в черту рабочего посёлка; входившие в состав станичного совета хутора Сарский, Пришибо-Малкинский, Красная Поляна, а также железнодорожный разъезд Баксан, железнодорожная будка «597» и кордоны № 1 и 2 перешли в подчинение Майского поселкового совета.
В апреле 1961 г. на базе завода по ремонту автоэлектрооборудования создан Майский завод электронного машиностроения.
В 1963–1965 гг. рабочий посёлок Майский находился в подчинении Прохладненского городского совета. С 1965 г. город. С того же года районный центр Кабардино-Балкарской АССР, с 1992 г. Кабардино-Балкарской Республики.
В 1965 г. на западной окраине города, за рекой Черек, основан зверосовхоз «Майский» (с 1974 племенное звероводческое хозяйство по выращиванию норки), в 1968 г. его филиалом стала оленеферма в горах, в 1971 г. началось строительство кроликофермы, в 1976 г. экспериментальной фермы по разведению нутрии. К концу 1970-х гг. Майский превратился в промышленно-аграрный и культурный центр района, в городе действовали 14 промышленных предприятий.
Тяжёлым временем для города стали 1990-е гг., когда прекратили работу и были закрыты многие предприятия, в том числе рыбзавод, птицекомбинат «Котляревский», завод электронного машиностроения, зверосовхоз и плодоовощной совхозы «Майский».
Центр муниципального образования Майский район (1997–2005), Майского муниципального района (с 2005) и городского поселения в его составе (с 2005).
Архитектура
В северо-восточной части города, в бывшей станице Пришибской, сохранилась кирпичная церковь Архангела Михаила в неовизантийском стиле (1907–1909; реставрирована в 1973; 4-ярусная колокольня, резной иконостас и иконы начала 20 в., роспись поновлена в 1988). Рядом, в церковно-приходской школе – музей храма (2008). На улице Грибоедова – трёхэтажные жилые дома (1934).
В юго-восточной части города расположен железнодорожный вокзал станции Котляревская и несколько жилых домов 1910-х гг.
В конце 1950-х – 1980-х гг. в западной части Майского сформировался новый центр – площадь Ленина со зданиями администраций города и района, кинотеатра «Горизонт» (ныне универсам), Детской школы искусств имени З. Н. Контер; кварталы с домами высотой от двух до девяти этажей вдоль улиц Ленина, Энгельса и Гагарина (с 1968 по 1991 построено более 40 жилых пятиэтажных домов; в 1984 и 1990 возведены два девятиэтажных дома), Дом культуры «Россия» (открыт в 1987), учебный городок «Глобус» (с гимназией № 1, средней общеобразовательной школой № 5 и гимназией для младших классов № 13), физкультурно-оздоровительный комплекс (2010).
Памятник казакам Сунженско-Владикавказского полка, погибшим в русско-японскую войну 1904–1905 гг. (1906). Три памятника В. И. Ленину (один из них на площади Ленина, 1970). Памятник воинам, погибшим в Гражданскую войну 1917–1922 гг. (1980). В парке Победы – монумент Славы майчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (1969), Вечный огонь, танк ИС-3. Памятники на шести братских могилах воинов времени Великой Отечественной войны (1946, 1947, 1956, 1960, 1975, 1991).
Религия
В Майском есть суннитская мечеть, находящаяся в ведении Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики. Православный приход г. Майский относится к Нальчикскому благочинию Пятигорской и Черкесской епархии Русской православной церкви. Также в городе есть община пятидесятников.
Образование
Среднее профессиональное образование представлено Майским филиалом Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа имени Б. Г. Хамдохова.
Работают 7 дошкольных образовательных учреждений (все – структурные подразделения школ, гимназии, прогимназии), 1 основная образовательная школа, 6 средних общеобразовательных школ (в том числе гимназия и лицей), прогимназия, начальная школа – детский сад. Учреждения дополнительного образования: Центр детского творчества (1924 – Дом пионеров, с 2016 после ряда переименований – современное название) и детско-юношеская спортивная школа.
Библиотеки. Культурно-досуговые центры
Централизованная библиотечная система включает библиотеку имени А. С. Пушкина (2006) и детскую библиотеку.
Действует Дом культуры «Россия» (1987 – Дворец культуры «Россия», 2006 – современное название; среди творческих коллективов – вокальные группы «Буйный Терек», «Крыныченька», «Радоница», вокальная фолк-поп группа «Казачка», народный ансамбль «Майчанка», театральный кружок «Экспромт»).
Музеи
Открыт Историко-краеведческий музей Майского района (1975; экспозиции по истории Терского казачества и Майского района).
Достопримечательности
Вблизи станции Котляревская – т. н. Пушкинский дуб, названный в память о пребывании на территории укрепления Пришибское А. С. Пушкина в 1829 г.
Здравоохранение
Медицинские услуги предоставляют центральная районная больница (1927; в структуре стационар, детская и взрослая поликлиники, отделение скорой помощи, 3 амбулатории, 6 фельдшерско-акушерских пунктов) и 2 частных медицинских центра.
Хозяйство
Город – центр сельскохозяйственного района. Действуют крупная кондитерская фабрика «Жако» (2003) и небольшая компания по производству консервов «Темп» (2002). Машиностроение представлено предприятиями: «Национальные канатные дороги» (2018; пневматические подъёмники и конвейеры), «Севкаврентген-Д» (2008; медицинские аппараты, использующие рентгеновское, альфа-, бета- и гамма-излучения), «Металлист» (2014; строительные металлические конструкции). Другие значимые промышленные организации: Майский завод железобетонных изделий (2006) и «Союз» (2007; верхняя одежда). Работают 3 гостиницы и отделения 4 банков (2021).
Окрестности
Приблизительно в 2 км к востоку от города, на правом берегу реки Терек (на территории Терского района), расположен комплекс археологических памятников Нижний Джулат.