Мадагаскар. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Мадагаска́ра. По классификации ООН (2022), Мадагаскар входит в группу наименее развитых стран мира. Валовой внутренний продукт (ВВП) по официальному курсу национальной валюты составляет 13 млрд долларов США (2020; 5,9 млрд в 2005), ВВП по паритету покупательной способности (ППС, в ценах 2017) – 40,5 млрд долл. (2020; 28,6 млрд в 2005), ВВП на душу населения в текущих ценах – 462,4 тыс. долл. (2020; 311,8 тыс. в 2005), ВВП на душу населения по ППС – 1514,9 долл. (2020; 1386,5 в 2005).
Индексы: человеческого развития 0,501 (2021; 173-е место из 189, относится к группе наименее развитых стран), ведения бизнеса 47,7 (2020; 161-е место из 189), глобальной конкурентоспособности 42,9 (2019; 132-е место из 140).
Сумма накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ, млрд долл.): −0,2 (2020; −0,4 в 2019). Торговый баланс составляет 1 млрд долл. с отрицательным сальдо (2020).
Национальная экономика имеет выраженный аграрно-сырьевой характер. Подавляющая часть экономически активного населения занята примитивными формами земледелия и скотоводства. Росту экономики препятствуют слаборазвитая инфраструктура, отсутствие рыночной конкуренции и квалифицированных управленческих кадров, низкий уровень развития человеческого капитала. Основные задачи экономики Мадагаскара: создание рабочих мест, особенно в промышленности и сфере услуг; привлечение иностранного капитала, в частности, посредством специальных экономических зон. Страна в значительной степени зависит от иностранной помощи, особенно в сфере здравоохранения и образования.
Основы современной малагасийской промышленной инфраструктуры во многом сформировались в колониальный период (1894–1960), когда главным направлением экономической политики Мадагаскара было насыщение французского рынка дешёвым сырьём, традиционными продуктами малагасийского крестьянского хозяйства: рисом, маниоком, рафией, мясом; позднее – каучуком, кофе, ванилью, гвоздикой и табаком.
Экспортно ориентированный аграрный сектор полностью контролировался французскими торговыми, финансовыми, страховыми и транспортными фирмами, на долю которых приходилось свыше 90 % объёма частных инвестиций; промышленный капитал был представлен лишь в сферах геологоразведки и горнодобывающей промышленности (менее 6 % объёма частных инвестиций). Чистая прибыль французских экспортно-импортных фирм на Мадагаскаре более чем в пять раз превышала объём их инвестиций в малагасийскую экономику.
Предпринимательство среди малагасийцев поощрялось лишь в сферах, обслуживающих потребности экспортного сектора экономики, на который была ориентирована и созданная в колониальный период промышленная инфраструктура страны. Результатом такой политики стала экономика, полностью зависимая от внешнего рынка и не имеющая потенциала для устойчивого роста.
В 1960–2000 гг. национальная экономика, по существу, находилась в состоянии застоя. Среднегодовые темпы экономического роста составляли 0,5 % и были одними из самых низких в мире. К началу 21 в. за чертой бедности находилось около 70 % населения страны (в 1960-е гг. – 40 %). Соответственно ухудшилось качество национальных трудовых ресурсов. По всем основным показателям Мадагаскар продолжал значительно отставать даже от большинства африканских стран. Так, в 2000 г. по уровню использования тракторов и другой сельскохозяйственной техники среди стран Африки страна занимала 36-е место, удобрений – 34-е, энергетической мощности предприятий – 38-е. В 2001 г. лишь 4,5 % сельского населения острова пользовались электричеством. Незначительный экономический рост в 2000-е гг. был достигнут главным образом за счёт сферы услуг, удельный вес которой в ВВП возрос с 46,3 % в 1999 г. до 52,5 % в 2006 г. при темпах прироста доли сферы услуг 7,6 % (2006; 12,9 % в 2003; 6,1 % в 1999).
Неудовлетворительное состояние хозяйства в годы независимости напрямую связано с сохранением в основных чертах полуколониальной структуры экономики, хотя в ней и произошли определённые изменения.
Во многих деревнях доминирует традиционная малагасийская община – фукунулуна. Помимо крайне низкого уровня производительности труда и общинных пережитков развитие товарообмена в сельских районах сдерживается изолированностью деревень и бездорожьем.
По числу занятых и объёму продукции мелкотоварный сектор доминирует в структуре малагасийской экономики. Мелкотоварные предприятия распространены в следующих сферах: экспортное сельскохозяйственное производство, крестьянские хозяйства в пригородных зонах, специализирующиеся на поставках продовольствия на внутренний рынок, рыболовство, ремёсла и кустарные промыслы, розничная торговля и закупочно-сбытовые посреднические операции, предприятия бытового обслуживания. На долю мелких фермеров приходится 25 % ВВП (2020).
В 1960–1975 гг. практически монопольные позиции в экономике Мадагаскара занимал иностранный капитал. Из более чем 500 фирм, действовавших на малагасийском рынке товаров и услуг в конце 1960-х гг., 64 % принадлежали предпринимателям из Франции, 10–12 % – из других стран; ⅔ объёма национальных капиталовложений финансировались из иностранных источников.
После широкой кампании национализации крупной иностранной собственности в 1972–1980 гг. иностранный капитал утратил свои доминирующие позиции; но с середины 1980-х гг., по мере отхода руководства страны от политики жёсткого государственного регулирования, зарубежные фирмы вновь стали расширять и укреплять свои позиции. Новый импульс этому процессу придал закон 1990 г. о создании экспортно-промышленных зон (далее – ЭПЗ).
В 2000 г. из 252 предприятий, действовавших в льготном режиме налогообложения, 86 % составляли иностранные фирмы, из них 55 % – французские. С 2003 по 2009 гг. объём ПИИ в стране возрос с 12,9 млн до 1,3 млрд долл. в год (к 2019 снизился до 474,3 млн долл.).
Со 2-й половины 1970-х гг. в структуре экономики Мадагаскара доминировал государственный сектор. В 1969 г. в стране насчитывалось всего 13 предприятий, в которых в той или иной степени был представлен государственный капитал. К 1995 г. их число превысило 120. Они создавали примерно ⅓ ВВП, на их долю приходилось более половины занятых в современном секторе, половина национальных инвестиций и около 40 % кредитных операций. Государство осуществляло контроль над более чем 65 % активов частных предприятий, в том числе 100 % в банковской системе, страховании, электро- и водоснабжении, в сфере телекоммуникаций, на воздушном и морском транспорте, 85 % экспортной и 70 % импортной торговли, 50 % промышленного производства.
Практически в каждом секторе экономики Мадагаскара есть 1–2 государственных предприятия, которые по своему статусу представляют собой холдинговые компании. Наиболее крупные из них: в страховании – Ny Havana (1968) и АRО (1935; современное название с 1976); в электроэнергетике и водоснабжении – JIRAMA (1975); в судостроении – SECREN (1945; современные название и статус с 1975); в добыче и обогащении хромовых руд – КRАOMA (1966; современное название с 1975); в сфере транспорта – Madagascar Airlines (1947; современное название с 2021; авиаперевозки), Madarail (1944; современное название с 2002). С середины 1990-х гг. руководство страны проводит политику свёртывания государственного сектора национальной экономики.
В частном секторе около 80 % предприятий (2020) относятся к мелким и средним. Крупные представлены в основном иностранными объединениями в следующих сферах: торговля, финансы, телекоммуникации, горнодобывающая промышленность, добывающий сектор нефтегазовой отрасли. Вклад частного предпринимательства без участия ПИИ в экономику страны невелик – как по числу занятых, так и по удельному весу в ВВП. Основные сферы деятельности малагасийского частного предпринимательства – розничная и мелкооптовая торговля, сделки с недвижимостью, неформальный кредит, дорожный транспорт, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания. Доля населения, занятого в частном предпринимательстве, составляет 22 % (2020). Частный сектор без участия ПИИ (формальный) сконцентрирован на производстве продукции с низким уровнем добавленной стоимости. Почти половина объёма продукции частного сектора приходится на неформальный сектор национальной экономики; в неформальном секторе экономики Мадагаскара действуют около 2,3 млн мелких предприятий (2012; за исключением мелких предприятий сельского хозяйства и рыболовства). Предприятия неформального сектора являются основной нишей для создания рабочих мест и роста их количества. Однако отсутствие законодательных рамок, регламентирующих и поддерживающих этот бизнес, значительно ограничивает его развитие и переход в формальный сектор.
В режиме ЭПЗ действуют 14 % национальных частных предприятий страны (предприятия с французским капиталом – 55 %, с маврикийским – 16 %; 2020). Частный национальный капитал активно участвует в приватизации государственной собственности и уже приобрёл ряд предприятий обрабатывающей и горнодобывающей промышленности.
За годы независимости малагасийская экономика так и не была трансформирована в сбалансированный хозяйственный организм.
Государственная экономическая политика менялась со сменой государственного руководства. Первое десятилетие независимого развития правительство Ф. Цирананы придерживалось курса тесного сотрудничества с Францией, что нашло своё отражение в Инвестиционном кодексе 1962 г. и в государственном Плане социально-экономического развития на 1964–1968 гг., разработанном с помощью французских консультантов. Финансирование плановых проектов почти на 90 % предусматривалось за счёт ПИИ и внешней помощи. Выполнение плана провалилось, объём реальных капиталовложений в экономику в 1964–1968 гг. составил всего 39 % от запланированного уровня. Вследствие прироста населения (2,9 % в год) объём ВВП на душу населения снизился на 5 %.
Пришедшее в 1972 г. к власти новое руководство страны во главе с Г. Рамананцуа направило усилия на ограничение монопольных позиций иностранного капитала в национальной экономике и на её малагасизацию (данный лозунг возник на волне протестных выступлений различных слоёв населения 1972 против политики первого президента страны Ф. Цирананы, поощрявшей участие французов во всех сферах жизни Мадагаскара), т. е. установление национального контроля за развитием экономики путём усиления государственного контроля над развитием ключевых отраслей.
Курс на укрепление государственного сектора экономики был закреплён в Хартии малагасийской социалистической революции, принятой в 1975 г. с приходом к власти президента Д. Рацираки. Важнейшим мероприятием в рамках новой экономической политики (1973–1982) стала частичная или полная национализация иностранных предприятий в ключевых отраслях экономики. Правительство приступило к осуществлению аграрной реформы, которая предусматривала значительное увеличение государственных ассигнований на сельское хозяйство, облегчение налогового бремени крестьян, поощрение кооперативных форм хозяйствования на базе фукунулуны, создание госхозов. В качестве конечной цели ставились задачи достижения страной самообеспечения основными продуктами питания, в первую очередь рисом, и прекращение импорта продовольствия. Новая редакция Инвестиционного кодекса гарантировала широкую помощь и льготы тем малагасийским предпринимателям, чья деятельность соответствовала направлениям государственной политики.
Новые акценты в государственной экономической политике нашли своё отражение в Плане развития на 1974–1977 гг. Однако плановые показатели не были достигнуты. В результате опережающих темпов роста населения и инфляции реальный объём ВВП на душу населения в постоянных ценах продолжал снижаться. Страна не только не добилась самообеспеченности в продовольствии, но была вынуждена более чем в три раза увеличить импорт риса по сравнению с началом 1960-х гг.
В конце 1977 г. правительство приняло План экономического развития страны на 1978–2000 гг. В нём были выдвинуты три задачи: к 2000 г. вдвое увеличить доход на душу населения, обеспечить полную занятость в стране и удовлетворить потребности каждого в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и образовании. Намечалось поэтапное выполнение этого плана в рамках краткосрочных (годовых и двухлетних) и среднесрочных (3–6-летних) программ. Однако темпы роста ВВП в этот период составили отрицательную величину (−0,3 %), уровень инфляции превысил 26 % в год, объём промышленной продукции сократился почти на ¼. ВВП на душу населения в 1980 г. упал до 200 долл. По сравнению с 1960-ми гг. государственная внешняя задолженность выросла более чем в 2,5 раза.
С 1980-х гг. государственная политика во всё возрастающей степени стала определяться кредиторами Мадагаскара, в первую очередь Всемирным банком и Международным валютным фондом. Руководство страны приступило к разгосударствлению и либерализации национальной экономики. В 1986 г. был утверждён новый Инвестиционный кодекс, предусматривающий широкие льготы для национального и иностранного капитала; отменены: государственный контроль за продажей риса, регулирование цен на большинство товаров, ограничение нормы прибыли для частных предпринимателей. За 1988–1992 гг. были приватизированы или ликвидированы 93 предприятия; малагасийский франк был девальвирован на 74 %.
Экономическое положение страны в начале 1990-х гг. не только не улучшилось, но ухудшилось. Государственный внешний долг превысил 4 млрд долл. Уровень инфляции поднялся до 28 %. Дефицит государственного бюджета достиг 5,5 % ВВП. С середины 1991 г. большинство доноров и кредиторов прекратили предоставление Мадагаскару заёмных средств и финансовой помощи.
В ноябре 1996 г. было подписано соглашение о программе структурной перестройки малагасийской экономики на 1996–1999 гг., что знаменовало собой начало качественно нового этапа в экономической политике страны – её формирования исключительно на основе программ и рекомендаций специалистов международных финансовых организаций.
В качестве главных задач структурной перестройки малагасийской экономики были поставлены следующие: приватизация государственных предприятий в ключевых отраслях экономики, реформа налоговой системы, ликвидация валютного регулирования, либерализация внешнеэкономических связей, реформа государственной административной системы, пересмотр коммерческого и инвестиционного законодательства, снятие ограничений с деятельности иностранных фирм.
Намеченные задачи осуществлялись в рамках трёхлетних программ 1996–1999 и 1999–2001 гг. Выполнение третьей программы (2001–2003) было прервано политическим кризисом 2002 г. Результаты программ оказались более чем скромными. Из намеченных к приватизации 46 крупнейших предприятий в частную собственность перешли только 9.
В 2001 г. правительство приступило к реализации Национальной программы преодоления бедности. Борьба с бедностью и коррупцией – первоочередные задачи экономической политики президента М. Равалумананы (2002–2009). Главная роль в сокращении бедности отводилась пятилетнему Плану действий Мадагаскара (MAP, 2007–2012). Он имел восемь составляющих (рациональное и ответственное управление, единая инфраструктура, развитие сельского хозяйства, реформы образования и здравоохранения, планирование рождаемости и борьба со СПИДом, повышение экономического роста, охрана окружающей среды, укрепление национального единства) и конкретные цели в достижении основных экономических показателей, но выполнение этого плана было прервано государственным переворотом 2009 г.
Политический кризис, продолжавшийся до 2013 г., повлёк за собой серьёзные экономические последствия. В течение этого периода страна была лишена внешней финансовой помощи, около половины 22-миллионного населения острова жило менее чем на 1 долл. в день, от недоедания страдали 53 % малагасийцев. Экономическая ситуация стала настолько напряжённой, что с октября 2013 г. министр финансов урезал ассигнования всем министерствам на 47 %.
Снизился показатель индекса человеческого развития: в 2001 г. страна занимала 144-е место, в 2014 г. – 155-е из 187. По данным Международной организации труда, в период между 2008 и 2011 гг. на предприятиях текстильной промышленности, действующих в рамках Закона о росте и возможностях Африки (AGOA, 2000), до 350 тыс. работников потеряли рабочие места. Производство риса в 2013 г. снизилось по сравнению с предыдущим годом на 940 тыс. т, вынуждая страну импортировать продовольствие; производство морепродуктов сократилось на 50 %; количество лицензий на эксплуатацию различных месторождений сократилось с 4,4 тыс. в 2008 г. до 770 в 2012 г.
Основными источниками роста экономики являются экспорт текстильной и лёгкой промышленности, продукции сельского хозяйства и полезных ископаемых, туризм.
В феврале 2019 г. президентом А. Радзуэлиной были представлены «Основные направления государственной политики», которые включают следующие задачи: обеспечение мира и безопасности, доступное энерго- и водоснабжение для всех жителей страны, борьба с коррупцией, доступное образование и здравоохранение, обеспечение рабочими местами, индустриализация, развитие туристической отрасли, самообеспечение страны продовольствием, управление и охрана природных ресурсов, осуществление жилищной программы, строительство новых городов, стимулирование финансовой автономии регионов, развитие спорта, создание новых и обновление старых музеев и другого культурного и исторического достояния. На основе этого документа правительство Мадагаскара приняло План действий в чрезвычайных ситуациях на 2019–2024 гг., имеющий целью стимулировать экономику и сократить бедность.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 0,01 % ВВП (2017). Темпы роста ВВП: −7,1 % (2020; 4,4 в 2019, 4,8 в 2005). Темпы инфляции – 4,2 % (2020; 5,6 в 2019, 9,2 в 2010, 11,9 в 2000). Структура ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство – 24,1 %, промышленность – 19,5 %, сфера услуг – 56,4 % (2020). Расходы на оборону – 0,7 % ВВП (2020).