Ломейские конвенции
Ломе́йские конве́нции, соглашения об ассоциации стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (группа стран АКТ) со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС, в дальнейшем – Европейского союза, ЕС) в 1975–2000 гг. Цель Ломейских конвенций – установление особых торгово-экономических отношений с развивающимися странами АКТ (в особенности с бывшими колониями Великобритании, Голландии, Бельгии и Франции) и помощь им.
Наименование «Ломейские конвенции» закрепилось по названию столицы Того г. Ломе, где в феврале 1975 г. было подписано первое соглашение. Главная идея Ломейских конвенций – содействие экономическому, культурному и социальному развитию стран АКТ, консолидация и развитие их отношений с ЕС в духе солидарности и взаимной заинтересованности. Кроме того, Ломейские конвенции – первый в истории многосторонний механизм международно-правового урегулирования инвестиционных споров; 3-я и 4-я Ломейские конвенции предусмотрели распространение арбитража даже на случаи отсутствия контрактных отношений между сторонами, поэтому соответствующая статья Ломейских конвенций считается значительным концептуальным достижением в области арбитражного разбирательства.
Отношения между странами – участницами конвенций регулируются тремя основными органами: Советом министров, Комитетом послов, Объединённой ассамблеей. Совет министров ЕС – АКТ образуют члены Совета министров ЕС, Европейской комиссии, представители правительств стран АКТ. Объединённая ассамблея состоит из парламентариев всех подписавших Ломейские конвенции стран или представителей стран, где нет парламента. Спорные вопросы, возникающие в ходе работы Совета министров, передаются на рассмотрение 3 арбитрам (по одному от ЕС, АКТ и Совета министров), решение которых обязательно для любого участника Ломейских конвенций.
1-я Ломейская конвенция (франц. Lomé I) была подписана 9 странами ЕЭС и 46 странами группы АКТ на период действия с 1975 по 1980 гг.; в ходе её выполнения к ней присоединились ещё 14 государств. Конвенция во многом отвечала принципам перестройки международных экономических отношений на демократической основе, к чему стремились вновь образовавшиеся развивающиеся страны. Ломейской конвенции предшествовало подписание соглашений о торгово-экономических отношениях с развивающимися странами Тропической Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов – бывшими колониями Италии, Великобритании и других стран.
С 1975 г. стал функционировать Центр промышленного сотрудничества, предоставляющий ценную информацию для потенциальных инвесторов из стран Общего рынка о возможностях вложения капитала в выгодные проекты в странах АКТ. Преференциальный доступ основывался на системе квот для таких товаров, как сахар и говядина, конкурирующих с сельским хозяйством ЕЭС. В целях экономической помощи и расширения инвестиций 1-я Ломейская конвенция предусматривала выделение 3 млрд ЭКЮ. Её целью было предоставление странам АКТ дополнительных торговых преимуществ, позволяющих ускорить темпы роста их торговли со странами ЕЭС для сбалансирования взаимного торгового обмена. Приоритетным направлением было создание инфраструктуры – строительство дорог, мостов, госпиталей и школ, а также поддержка сельского хозяйства.
В силу 2-й Ломейской конвенции (франц. Lomé II), предусматривавшей рост помощи и инвестиций, подписавшие её развивающиеся страны стали получать льготные кредиты Европейского фонда развития (ЕФР), специально созданного в соответствии с Римским договором (1957) для льготного кредитования ассоциированных с ЕЭС развивающихся стран. Его объём на период действия конвенции (1981–1985) был установлен в размере более 5,5 млрд ЭКЮ. В 1970-х гг. в связи с товарно-сырьевым кризисом и необходимостью адаптировать страны АКТ к новым последствиям были образованы различные фонды: для стабилизации выручки стран АКТ от экспорта сельскохозяйственной продукции (Stabex) и от экспорта минерального сырья (Sysmin) с целью защиты экспортёров от колебаний мировых цен на эти виды сырья. Уже в этот период 99,5 % товаров стран АКТ ввозились в ЕЭС беспошлинно.
3-я Ломейская конвенция (франц. Lomé III), подписанная в 1984 г. и вступившая в силу в марте 1985 г. (по торговым отношениям) и в мае 1986 г. (по помощи), действовала до 1990 г. и предусматривала рост обязательств со стороны ЕС до 8,5 млрд ЭКЮ. Основное внимание в ней переместилось со стимулирования промышленного развития на самодостаточное развитие на основе самообеспеченности и продовольственной безопасности.
4-я Ломейская конвенция (франц. Lomé IV), подписанная в 1989 г. сроком на 10 лет 15 странами ЕС и 70 странами АКТ, предусматривала, помимо торгово-экономических отношений, сотрудничество в социальной области и культуре, улучшение положения женщин, защиту окружающей среды, диверсификацию экономик АКТ. На первые 5 лет её действия ЕЭС, а затем ЕС было выделено субсидий на сумму 12,9 млрд ЭКЮ (в том числе на сохранение тропических лесов). Отношения государств АКТ с развитыми странами строились на дифференцированном подходе: дополнительные льготы предусматривались для наименее развитых стран. В 1995 г. 4-я Ломейская конвенция была дополнена, в том числе были оговорены в качестве условия финансовой помощи соблюдение прав человека и демократических норм страной-реципиентом, а при их нарушении – даже возможность замораживания торговых отношений и помощи со стороны ЕС.
Ломейские конвенции могут рассматриваться как уникальная и продуктивная модель торговых и экономических связей развитых и развивающихся стран. В то же время с начала подписания Ломейских конвенций ряд стран ЕС выступал за унификацию отношений Союза со всеми развивающимися странами, без региональных предпочтений, на которых строилась концепция «регионализации».
В июне 2000 г., после четверти века действия Ломейских конвенций, между ЕС и 71 страной АКТ было подписано новое соглашение о торговле и помощи, которое заменило 4-ю Ломейскую конвенцию, сохраняло главную идею конвенций и получило название «Соглашение Котону» (англ. Cotonou Agreement); оно было рассчитано на 20 лет (утратило силу в 2020, взамен было подписано Соглашение пост-Котону).
В отличие от Ломейских конвенций, Соглашение Котону было не так выгодно для стран АКТ, т. к. соглашения о свободной торговле требуют взаимной, а не односторонней отмены пошлин. Но для ослабления остроты проблемы задолженности развивающихся стран все специальные займы по предыдущим Ломейским конвенциям преобразованы в субсидии. Соглашение Котону признаётся ЕС как наиболее многообещающее и масштабное соглашение о торговле и помощи, когда-либо заключавшееся между развитыми и развивающимися странами.
По мере либерализации международной торговли и расширения международных экономических отношений преференциальный режим отношений между странами ЕС и АКТ постепенно ослабляется. Кроме того, он подвергается критике со стороны других развивающихся стран, не входящих в АКТ, и не согласуется с политикой Всемирной торговой организации (ВТО) по созданию равных условий для всех стран-экспортёров. В 1995 г. правительство США подавало петицию в ВТО о том, что нормы 4-й Ломейской конвенции противоречат правилам этой международной организации.