Литичевский Георгий Семёнович
Литиче́вский Гео́ргий Семёнович (род. 10.6.1956, Днепропетровск, Украинская ССР, ныне Днепр, Украина), российский художник, историк. Один из первых представителей московского неофициального искусства, обратившихся к комиксу как форме и выразительному средству.
Творчество Литического принято относить к «новой волне», возникшей в андерграундном искусстве СССР конца 1970-х гг. как реакция на концептуализм и вернувшей в живопись фигуративный язык. Работает в техниках живописи и шелкографии, создаёт арт-объекты, инсталляции, участвует в художественных акциях.
Родился в семье инженера-энергетика Семёна Львовича Литичевского и учителя русского языка и литературы Тамары Владимировны Литичевской (урождённой Куперман). В дошкольном возрасте Георгий вдохновлялся примером матери, которая любила рисовать. Посещал художественную школу во Дворце культуры Приднепровской ГРЭС в родном городе. Сильнейшее впечатление детства – поездка в 1965 г. в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), посещение Эрмитажа, Русского музея и пригородных дворцовых резиденций российских императоров. С раннего детства любил мультфильмы, а также рисованные истории в журналах «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Они ещё до знакомства с западной массовой культурой направили Литичевского на путь создания комиксов: он начал рисовать истории с рыцарями, богатырями и царями, прежде чем узнал о существовании комикса как явления. В подростковом возрасте в журнале «Наука и жизнь», в статье об американских комиксах, впервые увидел Супермена. В старших классах школы выпускал рисованную иллюстрированную газету.
В 1974 г. переехал в Москву. Сдавать экзамены в художественный вуз не решился и поступил на исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; окончил его в 1979 г. В университете выбрал кафедру истории Древнего мира; изучая античную эпоху, на лекциях любил рисовать псевдоисторические комиксы.
Благодаря однокурснику, художнику-гиперреалисту С. А. Шерстюку, Литичевский вошёл в круг молодых живописцев, близких к «левому МОСХу» (т. е. к левым течениям в Московской организации Союза художников РСФСР), а затем и в среду художников-нонконформистов.
В 1975–1989 гг. сначала в общежитии, где жил, а затем на квартирах однокурсников устраивал «вернисажи». Комиксы Литичевский тогда ещё не выставлял, считая, что их надо публиковать как книгу. Собственные работы, в основном живопись, показывал ежегодно, в один и тот же день, 14 апреля. Некоторые друзья и гости ошибочно думали, что это день рождения художника.
Окончив институт, работал научным сотрудником в Институте археологии АН СССР (1979–1982), преподавателем латинского языка в Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской, экскурсоводом в музее-заповеднике «Коломенское» (1982–1984), в свободное время переводил тексты Плиния Старшего.
С 1982 г. Литичевский начал делать лубки – композиции с абсурдистскими стихами, вдохновляясь полотнами М. Ф. Ларионова, живописью примитивизма, детскими рисунками и поэзией обэриутов.
Осенью 1983 г. поступил в аспирантуру Института истории естествознания и техники АН СССР на заочное отделение (в 1984 перешёл на очное, окончил в 1986, затем работал в институте младшим научным сотрудником до 1992). Трудился редактором в библиотеке Института научной информации по общественным наукам АН СССР (1984). Писал диссертацию на тему «Представление о природе в "Естественной истории" Плиния Старшего» под научным руководством И. Д. Рожанского. Занимаясь академической наукой, одновременно был участником художественного андерграунда. Пытался «синтезировать» свои занятия – создал серию портретов учёных в духе постмодернизма и показал её на выставке «Лабиринт» (3–14 августа 1988) во Дворце молодёжи на Комсомольском проспекте.
Через друга и однокурсника И. Воронкова Литичевский познакомился с А. В. Ройтером, одним из организаторов первого в СССР художественного сквота в закрытом на ремонт детском саду в Хохловском переулке (художники устроились туда сторожами). В одноимённую арт-группу «Детский сад», организованную весной 1985 г., вошёл и Литичевский. Хотя он и не стал её постоянным членом, художник получил здесь заряд для будущего творчества. Литичевского и Г. В. Острецова в шутку называли «хвостом Детского сада».
Литичевский проецировал на стену изобретённые им слайд-комиксы, перенесённые прямо на диапозитивную плёнку или на кальку, вставленную в рамку слайда. Для большей выразительности художник начал также переводить комиксы на тканевые простыни.
Принимал участие в совместных выступлениях с А. К. Троицким (в 2023 признан в РФ иноагентом), С. А. Курёхиным и А. Д. Тегиным на музыкальных фестивалях в Риге в 1986–1987 гг., где показывал слайды, сопровождая их авангардной музыкой, и декорировал работами на ткани пространства перформансов и концертов.
В ноябре 1986 г. в рамках XVII молодёжной выставки МОСХ в Доме художника на улице Кузнецкий Мост совместно с Г. В. Острецовым устроил однодневную выставку «Летят журавли» группы George and George (своим названием группа обязана имени обоих участников – Георгий, а также британским художникам Гилберту и Джорджу). Острецов и Литичевский подражали современным им западным направлениям «новые дикие» и «свободная фигуративность» (франц. figuration libre; см. Неоэкспрессионизм), представителями которой считаются К. Хэринг и Ж.-М. Баския. Литичевский в то время перевёл с французского языка книгу критика Э. Пердриолля о «свободной фигуративности» (Perdriolle H. Figuration libre : une initiation à la Culture Mass-Médias. [Paris], 1985), но этот труд так и остался в рукописи. Среди работ этих лет в русле комикса – «Шабадабада – голубые города» (1986, ныне в собрании Третьяковской галереи, Москва).
Осенью 1986 г., по завершении ремонта, художники были изгнаны из детского сада в Хохловском переулке. Впоследствии Литичевский перебрался в сквот в Фурманном переулке, где проработал около девяти месяцев в 1989 г.
В 1987 г. оформил рок-концерт группы «Среднерусская возвышенность» в Доме медика на Большой Никитской улице. В январе 1988 г. участвовал в коллективной выставке «Клуба авангардистов» (КЛАВА) и выставке-акции «Баня» («Чистое искусство») в мужском отделении Сандуновских бань. Принимал участие в арт-рок-параде «Асса» и групповой выставке, приуроченной к московской премьере одноимённого фильма режиссёра С. А. Соловьёва (25 марта – 17 апреля 1988) в Доме культуры Московского электролампового завода (ныне театрально-концертный зал «Дворец на Яузе»).
Литичевский также экспериментировал в области авангардной моды: создавал костюмы из тканей с собственными произведениями, добавляя к образу шуточную бутафорию. В 1988 г. художник устроил показ авторских моделей одежды в редакции «Журнала мод». Был укутан в синий плащ-картину, изображавшую подводный мир с крокодилами, осьминогами и пловцами. Вместо шляпы голову украшал надувной удав.
Тему водных обитателей Литичевский не оставлял и впоследствии. К этому периоду относится работа «Я вам не рыба». Тогда же художник обратился к мотиву карт («Метро Москвы нутро», 1988). Позднее Литичевский вернулся к изображению карт и рыб: «Земля добрых людей, море глупых рыб» (2012), «Трансконтинентальное метро» (2014).
Один из любимых героев Литичевского – Буратино. Инсталляция «Буратино, гадающий на картах, из какой породы дерева сделан» («Буратино-пасьянс») относится к началу 1990-х гг.: выточенный из дерева персонаж сидит за накрытым простынёй столом: перед ним разложены карты, на которых изображены деревья.
В 1989 г. в миланском журнале комиксов TIC вышло интервью Литичевского итальянскому социологу и советологу А. Монджили и опубликован его комикс, переведённый на итальянский язык.
С 1990 по 1994 гг. Литичевский работал в сквоте на Чистопрудном бульваре, где собралось около 30 художников, в том числе К. В. Звездочётов, Б. И. Матросов, А. С. Филиппов; его соседом по мастерской был Ф. Я. Богдалов. В 1990 г. Литичевский и Богдалов организовали группу «Боли», а также галерею «ЧП», где в 1991–1992 гг. было проведено несколько выставок и художественных акций. В октябре – ноябре 1992 г. группа «Боли» показала скульптуру «Троянский Тяни-Толкай» на 3-й Биеннале современного искусства в Стамбуле, состоявшейся под девизом «Производство культурных различий».
В феврале 1992 г. Литичевский уволился из Института истории естествознания и техники и полностью переключился на художественную деятельность. Работа над почти готовой кандидатской диссертацией была оставлена, хотя предзащиту Литичевский прошёл. В 1995 г. был опубликован его перевод IX книги «Естественной истории» Плиния Старшего (Литичевский. 1995).
В 1993 г. Литичевский вступил в Московский союз художников и стал членом редакционного совета «Художественного журнала», созданного его сокурсником, критиком и куратором выставок В. А. Мизиано. В каждом номере издания художник публиковал свои статьи о современном искусстве, а также сатирические комиксы, выражая в них собственное отношение к публикуемым в журнале материалам.
Сюжетные линии комиксов Литичевского нередко строятся по аналогии с незавершёнными книгами, которых немало в мировой литературе, и не имеющими финала памятниками античной словесности, например текстами Геродота и Публия Корнелия Тацита. Художник поясняет: «Я неоднократно сталкивался с неубедительными концовками фильмов, пьес и романов и осознал, что лучше закончить на полуслове, чем придумывать плохой конец. В комиксах существует гениальный приём: фраза "продолжение следует". Я почти всегда её добавляю» (Леденёв В. Продолжение следует // S7. 2018. Декабрь. С. 104).
В 1998 г. Литичевский получил право на постоянное жительство в Германии; проживает в Москве, Берлине и Нюрнберге.
В 2003 г. в Третьяковской галерее на Крымском Валу в рамках программы «Эфемерное искусство» экспонировалось монументальное живописное панно Литичевского «Yoga-party и муравьи-психопаты». С 2005 г. художник постоянно сотрудничает с галереей Iragui. Зимой 2007/2008 г. Литичевский был стипендиатом Фонда Иосифа Бродского в Риме.
В петербургском Центре искусства и музыки при Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского в 2016 г. состоялась выставка «Opus Comicum», где Литичевский представил рисованную историю о встрече графа Калиостро и барона Мюнхгаузена; в рамках выставки прошла презентация одноимённой книги – сборника комиксов (Литичевский. 2016).
В 2016–2017 гг. в Государственном музее современного искусства в Салониках (ныне Музей искусства модернизма – коллекция Костаки) состоялась персональная выставка Литичевского «Гипотетические танцы»; к ней выпущен каталог.
В 2020-х гг. художник продолжает работать в собственном стиле, смешанном одновременно с иронией и детской наивностью.
В 1996–1998 гг. Литичевский преподавал в Школе современного искусства при Российском государственном гуманитарном университете.
Жена – искусствовед Ольга Витальевна Лысцова. Дочь – Софья Георгиевна (Соня) Литичевская, дизайнер одежды, создательница бренда Litichevskaya (Берлин).