L'Express (французский журнал)
L'Express (Л'Экспресс), французский еженедельный новостной журнал правого толка, издающийся в Париже с 1953 г. Входит в число пяти крупнейших новостных еженедельников национального масштаба.
История создания
L'Express был создан Ж.-Ж. Серван-Шрейбером совместно с журналисткой Ф. Жиру. Среди первых сотрудников были двоюродные брат и сестра Серван-Шрейбера, Жан-Клод и Мари-Клер. Первый номер вышел 16 мая 1953 г. в виде приложения к экономической газете Les Échos, принадлежавшей семье Серван-Шрейберов, под названием «Хроники субботы» (Les Échos du samedi). Главным редактором вплоть до 1958 г. являлся П. Вьянсон-Понте. С 13 октября 1955 г. по 1 марта 1956 г. L'Express печатался ежедневно, оказывая открытую поддержку премьер-министру П. Мендес-Франсу в ходе кампании накануне парламентских выборов, состоявшихся в январе 1956 г.
L'Express стоял на позиции антиколониализма, что привлекло на сторону журнала многих известных писателей: Ж.-П. Сартра, А. Мальро, Ф. Саган. В ноябре 1953 г. в L'Express перешёл Ф. Мориак, который был вынужден покинуть Le Figaro из-за своей позиции по войне в Индокитае и политике Франции в Алжире. Начиная с 10 апреля 1954 г. он вёл в журнале еженедельную колонку. В 1955 г. в L'Express пришёл А. Камю, ставший автором редакционных статей.
L'Express одним из первых среди французских СМИ стал систематически использовать опросы общественного мнения для оценки ожиданий французов. Кроме того, результаты опросов преподносились в качестве свидетельства общественного доверия, оказываемого премьер-министру Мендес-Франсу. L'Express открыто писал о пытках, применявшихся французской армией во время войн в Индокитае и Алжире. В результате в 1950-е гг. журнал неоднократно подвергался государственной цензуре (изъятие тиража, цензурирование статей, др.). В L'Express также действовала внутренняя цензура, журнал не освещал отдельные темы, например, новости о писателях правых взглядов, в частности, о литературном движении Les Hussards.
Политическая эволюция при Ж.-Ж. Серван-Шрейбере
Изначально L'Express имел левую направленность: выступал против колониальных войн, поддерживал индустриализацию Франции и модернизацию её социальных структур. Критически оценивая политику правительств Четвёртой Республики, после смены режима L'Express превратился в рупор антиголлизма. Открыто выступая против возвращения к власти Ш. де Голля в 1958 г., журнал потерял часть своих читателей.
После неудачи «Картеля нет» (противники избрания президента всеобщим голосованием проиграли на всеобщем референдуме в октябре 1962) и на парламентских выборах 1962 г. Серван-Шрейбер попытался объединить оппозицию вокруг единого кандидата от левых на президентских выборах. L'Express стал инструментом воплощения в жизнь этого проекта, однако Народно-республиканское движение и Французская социалистическая партия не поддержали кандидатуру политика-социалиста Г. Деффера (1910–1986).
В сентябре 1964 г. Серван-Шрейбер решил модернизировать журнал, придав ему облик новостного издания по типу news magazine. Журнал был поделён на семь разделов («Франция», «Мир», «Экономика», «Современная жизнь», «Зрелища», «Книги», «Мадам Экспресс»), которыми руководили три редактора. Цель издания состояла в том, чтобы привести стиль L'Express к американскому Time, формат – к немецкому Der Spiegel, а информационное наполнение – к британскому The Economist. В политическом плане произошёл сдвиг редакционной политики в сторону центра. Целевой аудиторией L'Express стали обеспеченные управленцы умеренных взглядов. Реклама должна была обеспечить журналу возможности для роста. Средний тираж L'Express вырос с 152 тыс. экземпляров в 1964 г. до 416 тыс. в 1968 г. и 580 тыс. в 1971 г. Изменения в подаче информации и содержании L'Express привели к кадровым перестановкам, журнал покинул один из ключевых сотрудников L’Express Жан Даниэль, который вскоре основал журнал Le Nouvel Observateur.
На дальнейшем развитии L'Express негативно отразилась политическая деятельность Серван-Шрейбера, который в октябре 1969 г. стал секретарём Радикальной партии, а затем в 1970 г. был избран депутатом нижней палаты парламента от департамента Мёрт и Мозель. Его «реформаторский» проект предусматривал объединение центра и социалистов с целью преодоления вечного разделения на правых и левых, поэтому предвыборный союз между социалистами и коммунистами подвергался в L'Express резкой критике. Возможное проведение национализации преподносилось на страницах журнала как угроза превращения французской экономики в советскую. Серван-Шрейбер не вмешивался напрямую в действия редакции журнала, однако его еженедельная колонка часто служила источником внутренних разногласий. В июне 1971 г. в редакции произошёл раскол: занимавший с января 1967 г. пост главного редактора К. Имбер и директор еженедельника О. Шеврийон, поддержанные частью журналистов, ушли из L'Express и вскоре создали конкурирующее издание Le Point. Несмотря на это, в 1972 г. тираж L'Express увеличился до 614 тыс. экземпляров.
L'Express Дж. Голдсмита
В марте 1977 г. Серван-Шрейбер продал L’Express миллиардеру Дж. Голдсмиту (1933–1997), в мультинациональной империи которого журнал занимал менее 1 %. Стремясь перевести L'Express на правоцентристские рельсы, Голдсмит пригласил в редакцию Р. Арона, который сначала писал редакционные статьи, а затем возглавил редакционный комитет. Директором издания стал философ и журналист Ж.-Ф. Ревель (1924–2006), а главным редактором – журналист и писатель О. Тодд (род. 1929).
Очередной кризис разразился в L’Express в 1981 г. Дж. Голдсмит поддерживал В. Жискар д’Эстена, которого он считал единственным возможным кандидатом на пост президента, способным обеспечить укрепление экономического либерализма. Именно поэтому Голдсмит воспринял как предательство номер L'Express от 5 мая, который выставлял в невыгодном свете Жискар д’Эстена после теледебатов с Ф. Миттераном. Тодд был уволен, к нему из солидарности присоединился Ревель. Арон продолжал настаивать на сохранении L'Express нейтральной позиции, стремился не дать превратить журнал в арену для узкополитических распрей. Вектор редакционной политики издания, тем не менее, очевидно сместился вправо.
L'Express с 1987 г. по настоящее время
В 1987 г. Голдсмит продал L'Express Генеральной электроэнергетической компании (General Electricity Company), которая в 1992 г. также выкупила 40 % капитала конкурента L'Express – Le Point. В 1994–1996 гг. редакцию возглавляла бельгийско-французская журналистка К. Окрент (род. 1944), по инициативе которой изменился формат L’Express и оформление рубрик. В 1995 г. журнал вошёл в состав филиала медиахолдинга Havas. В сентябре 1995 г. была запущена электронная версия L'Express.
В марте 1996 г. экс-журналист Le Point Д. Жамбар (род. 1948) стал директором L'Express, а в число редакторов вошли видные журналисты Ж. Аттали и А. Глюксманн. На смену Д. Жамбару, который в 2006 г. покинул L'Express после очередного редакционного кризиса, пришёл журналист и издатель К. Барбье (род. 1967). Он провёл масштабную реорганизацию журнала, в результате которой были уволены многие сотрудники. В октябре 2016 г. бывший главный редактор BFM-TV Г. Дюбуа сменил Барбье на посту директора L'Express.
Акционеры L'Express неоднократно менялись. С 2016 г. по 2019 г. L'Express входил в группу SFR Presse франко-израильского миллиардера П. Драи (род. 1963). В настоящее время журнал принадлежит группе «Groupe L'Express», владельцем которой с 2019 г. является бизнесмен А. Вей (род. 1961). В октябре 2019 г. сотрудники L'Express устроили забастовку в знак протеста против инициированных им массовых увольнений.
В январе 2020 г. А. Вей объявил о своем желании превратить L'Express во французский аналог британского журнала The Economist. Для этого предполагалось уделять больше внимания освещению международной ситуации, одновременно сохраняя фокус на политической и экономической проблематике, цифровых технологиях и научных достижениях. L'Express выступает в поддержку рыночной экономики и политики европейского единства. Главным редактором является Э. Шоль (с 2019), который прежде занимал должность главного редактора еженедельной газеты Courrier International.
Тираж около 170 тыс. экземпляров (2021).