Le Point (французский журнал)
Le Point, французский еженедельный новостной и политический журнал, издающийся в Париже с 1972 г. и выступающий с консервативных и правоцентристских позиций, но не имеющий какой-либо политической аффилиации. Прототипом издания в смысле его формата и структуры послужил американский журнал Time. Целевой аудиторией является руководящий персонал среднего и высшего звена, а также представители свободных профессий.
История создания
Первый номер журнала вышел 25 сентября 1972 г. У его истоков стояли журналисты О. Шеврийон, К. Имбер, Ж. Сюффер, П. Бийяр, А. Тринше, Р. Франк, Ж. Дюкен, Ф. Рамон, М. Браччали, которые в июне 1971 г. ушли из еженедельника L’Express в знак несогласия с редакционной политикой его главы – депутата от Радикальной партии Ж.-Ж. Серван-Шрейбера. Команда нового журнала состояла из христиан-демократов левого толка и агностиков, выступавших за деколонизацию и поддерживавших П. Мендес-Франса. Среди ключевых ценностей издания назывались служение читателю, истина, неповиновение и нонконформизм. Журнал открыто отказывался от продвижения чьих-либо интересов и акцентировал внимание на своей беспристрастности и независимости как в том, что касалось оценок политики правительства, так и в отношении оппозиции. Одним из центральных лозунгов рекламной кампании накануне запуска журнала была фраза: «Le Point получит читателей, а не активистов».
Целевая аудитория и структура журнала
Ещё в процессе запуска журнала его создатели намеревались ориентироваться на предельно чётко очерченную аудиторию, включавшую руководящий состав предприятий с определённым уровнем образования и достаточно высокими доходами. Задача нового журнала, рассчитанного на удовлетворение профессиональных интересов этой аудитории, состояла в том, чтобы предоставить читателям структурированную информацию, подкреплённую серьёзной аналитикой, и одновременно создать у них чувство принадлежности к элите или замкнутому клубу. Другой целью издания было создание конкуренции журналам L’Express и отчасти Le Nouvel Observateur.
Журнал был поделён на рубрики, принятые в англоязычных новостных изданиях (news magazines): «Гид», «Страна», «Город / Окружающая среда», «Мир», «Экономика и бизнес», «Общество», «Культура». Основное внимание уделялось вопросам политики и экономики, значительное место также отводилось досугу, тенденциям развития общества и культуре. Кроме того, в нём публиковались ежегодные обзоры зарплат среди высшего руководящего персонала, а также рейтинги вузов.
В январе 1994 г. вышла обновлённая версия журнала: сменился логотип, формат обложки стал квадратным. Снижение цены привело к росту тиражей. В 1994 г. вышел первый тематический номер журнала, посвящённый высшему образованию. В январе 2001 г. была произведена очередная смена формата с обновлением логотипа и добавлением новых рубрик. Каждый выпуск журнала открывают несколько редакционных статей. Затем публикуются материалы, посвящённые событиям во Франции и в мире, рубрика «На обложке», где размещаются статьи по теме, вынесенной на обложку журнала. Периодически представлены рубрики «Экономика», «Общество», «Образование». В конце номера публикуются материалы рубрик «Наука», «Культура», «Стиль», «Тенденции».
Своим авторитетом журнал во многом обязан известным журналистам, иллюстраторам и литературным критикам, которые публиковались на его страницах. Телевизионный журналист П. Дегроп готовил интервью, популярный телеведущий Б. Пиво вёл свою постоянную колонку, писатель и журналист Ж. Сюффер выступал обозревателем, Ж. Фэзан снабжал журнал политическими комиксами, Ф. Нурисье и М.-П. Фоше писали литературные обзоры. За экспертным мнением редакция обращалась к видным университетским преподавателям, среди которых были Ж. Шарло, М. Дюверже, Р. Ремон, Ж. Ведель и др. В число постоянных авторов входят историк Н. Бавре, писатели П. Бессон и Б.-А. Леви, журналист А. Дюамель.
Руководство
Генеральным директором журнала стал выпускник Национальной школы администрации и государственный советник О. Шеврийон, а его главным редактором – К. Имбер. Благодаря финансовой поддержке издательской группы Hachette, которую в то время возглавлял бизнесмен С. Нора, изданию удалось собрать сильную команду журналистов, что способствовало быстрому росту его популярности: уже к январю 1973 г. аудитория Le Point насчитывала более 1 млн читателей. За три года журнал смог полностью выйти на самоокупаемость. Руководство издания отказалось от сниженных тарифов за подписку на журнал, сделав выбор в пользу фиксированной цены за номер, не предполагавшей каких-либо скидок. Такая позиция объяснялась желанием привлечь на свою сторону подлинно заинтересованных читателей, а не заманивать всех подряд привлекательной ценой. Кроме того, постоянный мониторинг продаж в киосках позволял редакции следить за тем, насколько журнал востребован.
После прихода к власти социалистов во главе с Ф. Миттераном в 1981 г. было объявлено о национализации Hachette, журнал отказался от дальнейшего сотрудничества с издательской группой, опасаясь утраты независимости. В скором времени главным акционером журнала (51 % капитала) стала кинокомпания Gaumont, а спустя три года эту долю выкупил её владелец Н. Сейду. Остальная часть капитала оставалась в руках основателей издания и ряда партнёров. В сентябре 1992 г. Gaumont продала свою долю акций в пользу дочерней компании Alcatel Alsthom, которой также принадлежал журнал L’Express. Некоторое время эти конкурирующие между собой издания использовали общее рекламное агентство. С 1997 г. журнал принадлежит инвестиционной компании Artémis, владельцем которой является французский миллиардер Ф. Пино.
Первый генеральный директор журнала О. Шеврийон покинул свой пост в декабре 1985 г. Впоследствии эту должность занимали Ж. Дюкен (до 1990) и К. Имбер. В сентябре 2000 г. директором стал Ф.-О. Жисбер, сменивший К. Имбера, который сохранил свою еженедельную колонку в журнале. При Жисбере тираж вырос с 300 тыс. в 1999 г. до 415 тыс. экземпляров в 2010 г. В марте 2014 г. Жисбер был вынужден уйти в отставку в связи с выдвинутыми против него в январе обвинениями в клевете в адрес лиц китайской национальности, оставшись членом редакционного комитета. Его место занял Э. Жернель, который на 2022 г. является ответственным редактором; пост директора занимает Р. Гран-Клеман.
Во главе редакции поочерёдно находились К. Имбер, Д. Жамбар, Ж. Шмитт, М. Коломес, Э. Жернель и С. Лефоль.
Редакционная политика
В ходе избирательной кампании перед парламентскими выборами 1973 г. редакция журнала неизменно повторяла, что, в соответствии с избранной нейтральной позицией, не станет заниматься какой-либо предвыборной агитацией. Однако провозглашавшийся нейтралитет издания на деле был во многом декларативным, о чём свидетельствует обложка номера за 17 декабря 1973 г., на которой был размещён портрет премьер-министра П. Мессмера со словами: «Кризисы: Мессмер должен уйти». В 1975 г. журнал с осторожностью отнёсся к реформам, которые предлагал президент В. Жискар-д’Эстен. Накануне президентских выборов 1981 г. в журнале высказывались сомнения в том, что президент будет переизбран на второй срок, а после его поражения звучали сожаления, что итогом пятилетки стало раздувание «государственного спрута». Политика президента Ф. Миттерана также подвергалась критике: журнал не одобрял национализацию и выступал против «социал-монархии».
В 21 в. журнал не раз оказывался в центре политических скандалов, спровоцированных высказываниями его главного редактора Ф.-О. Жисбера и журналистскими расследованиями. В июне 2010 г. в журнале были опубликованы расшифровки записей телефонных разговоров, сделанных в доме миллиардерши Л. Беттанкур, которая, как следовало из документа, уклонялась от уплаты налогов и финансировала предвыборную кампанию президента Н. Саркози. В результате против трёх журналистов сайта Mediapart, где также были опубликованы упомянутые материалы, и двух журналистов Le Point, включая его руководителя Ф.-О. Жисбера, было выдвинуто обвинение в незаконном распространении информации до проведения расследования и в нарушении права на презумпцию невиновности. В сентябре 2017 г. обвинение было снято.
В феврале 2014 г. журнал опубликовал материалы расследования о деятельности пиар-агентства Bygmalion, которое занималось организацией митингов в поддержку Н. Саркози в ходе предвыборной кампании 2012 г. Согласно авторам статьи, соратник Н. Саркози и председатель партии Союз за народное движение Ж.-Ф. Копе позволял агентству, созданному в 2008 г. двумя его близкими знакомыми, выставлять партии фальшивые счета на суммы, размер которых существенно превышал траты, разрешённые законодательством на проведение избирательных кампаний. В июне 2014 г. Копе был вынужден оставить пост председателя партии, однако в ходе последовавшего судебного разбирательства он настаивал на своей невиновности. В апреле 2017 г. суд удовлетворил его иск о клевете против журнала и приговорил Ф.-О. Жисбера к выплате штрафа размером 1,5 тыс. евро, а двух авторов опубликованной в 2014 г. статьи – к штрафам в 1 тыс. евро.
Согласно данным за 2021 г., тираж печатной версии журнала составлял порядка 275 тыс. экземпляров. Вместе с электронной версией объём продаж превышает 300 тыс., из которых 67,7 % распространяется по традиционной подписке, 17,6 % приходится на онлайн-подписку и 14,7 % продаётся в киосках.