#Теоретики искусства
Теоретики искусства
Тег

Теоретики искусства

Теоретики искусства
Найденo 7 статей
Живописцы
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
Живописцы
Ченнино Ченнини
Ченни́но Ченни́ни (около 1370 – до 1427), итальянский живописец и теоретик искусства. Ученик флорентийского живописца Аньоло Гадди, в конце 14 – начале 15 вв. придворный живописец синьора Падуи Франческо II Новелло да Каррара. Ченнини приписывается ряд станковых и монументальных произведений (фрески в церкви Сан-Луккезе в Поджибонси, 1388; части полиптиха с фигурами святого епископа и святого папы Римского, 1392–1396, Берлинская картинная галерея), но прежде всего он известен как автор трактата «Книга об искусстве» (около 1400), в котором подробно описаны художественные практики рубежа 14–15 вв.
Ченнино Ченнини. Створки полиптиха с фигурами святого епископа и святого папы Римского. 1392–1396
Художники (современное искусство)
Лебедев Кирилл Владимирович
Ле́бедев Кири́лл Влади́мирович (род. 1984), российский художник, куратор выставок и фестивалей, теоретик стрит-арта. Наиболее известен под псевдонимом Кирилл Кто (с 2000). Состоял в граффити-командах Tag Forever (1999), «Зачем» (2001–2009), Nо Future Forever (2005–2009). От субкультурного граффити и теггинга перешёл к созданию текстовых композиций с написанными разноцветными буквами юмористическими и философскими высказываниями. Сокуратор фестиваля уличного искусства «Граффити. Винзавод» (2006), проекта «Стена» (2010–2013), организатор премии «уЛичный вклад» (2013).
Кирилл Лебедев (Кто). Из проекта «Опрозрачнивание». Москва. 2018
Архитекторы, градостроители
Пьюджин Огастес
Пью́джин Ога́стес (1812–1852), английский архитектор, дизайнер и теоретик искусства. Один из творцов и ведущих представителей неоготики («возрождения готики») в Англии. Перейдя из англиканства в католицизм, настаивал на преимуществах неоготики над подражанием зодчеству Античности и Ренессанса. Осуществил ряд культовых построек в разных частях Англии в формах кирпичной готики, ранней английской готики и перпендикулярного стиля. Проектировал домашнюю утварь и мебель, а также загородные дома. В соавторстве с Ч. Бэрри и его сыном Э. М. Бэрри создал интерьеры Вестминстерского дворца (здания парламента) в Лондоне (1840–1868). Оказал влияние на взгляды Дж. Рёскина и движение «Искусства и ремёсла».
Портрет Огастеса Пьюджина. Ок. 1827–1852
Архитекторы, градостроители
Ле Корбюзье
Ле Корбюзье́ (1887–1965), французский архитектор, дизайнер, живописец, скульптор, теоретик архитектуры и градостроительства. Один из лидеров современного движения и интернационального стиля в архитектуре. С 1917 г. в Париже. В постройках раннего периода воплощал эстетику пуризма, сформулировав «пять принципов современной архитектуры»: использование опор-свай, крыши-террасы с садом, свободной планировки внутреннего пространства, ленточных окон, ненесущего фасада (типовой проект жилого дома «Citrohan II», 1922; Вилла Савуа в Пуаси, 1929–1931). В послевоенные годы разрабатывал идею жилого дома как градостроительного модуля; ввёл систему взаимосвязанных величин, основанную на пропорциях человеческого тела, «модулор». Тогда же обратился к мощной пластике объёмов с подчёркнутыми световыми и пространственными эффектами – брутализму (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 1950–1955; цикл проектов для Индии, 1950–1964). Автор около 50 книг, основную их часть посвятил вопросам градостроительства. Занимался также станковой и монументальной живописью, графикой, с 1940-х гг. – скульптурой (композиция «Открытая длань» в Чандигархе, реализована в 1990), обращался к дизайну мебели и др.
Ле Корбюзье в своей студии во Франции. 1960-е гг.
Историки искусств
Халупецкий Индржих
Халупе́цкий И́ндржих (1910–1990), чешский искусствовед, публицист, теоретик литературы, поэт, переводчик. Один из основных популяризаторов послевоенного неофициального советского искусства за рубежом. Теоретик и автор манифеста («Мир, в котором мы живём», 1940) авангардного литературно-художественного объединения «Группа 42». Основатель и главный редактор журнала Listy pro umění a filosofii («Письма об искусстве и философии», 1946–1948). Бывал в Москве (1967, 1969, 1973), поддерживал контакты с художниками неофициального искусства – И. И. Кабаковым, В. Д. Пивоваровым, Э. В. Булатовым, В. Б. Янкилевским, Э. А. Штейнбергом, В. И. Яковлевым. Автор термина «Группа Сретенского бульвара».
Индржих Халупецкий