Аммон Отто
А́ммон О́тто, Отто Георг Аммон (Otto Georg Ammon) (7.12.1842, Карлсруэ – 14.1.1916, там же), немецкий социолог, теоретик расизма.
Родился и провёл значительную часть жизни в Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг), где окончил Высшую техническую школу (1858–1863), выучившись на инженера. В 1863–1868 гг. работал на строительстве железных дорог, но затем переехал в Констанц и занялся журналистикой. В 1883 г. из-за болезни ему пришлось оставить журналистику и вернуться в Карлсруэ, где он занялся физической антропологией и при финансовой поддержке Германского антропологического общества провёл исследование жителей г. Баден. По его результатам, основываясь на сравнении головных указателей, Аммон сформулировал идею (т. н. закон Аммона), согласно которой в силу естественного отбора более умственно развитые «длинноголовые» (долихокефалы) концентрировались в городах, а «короткоголовые» (брахикефалы) были обречены на жалкое существование в сельских районах. Этот «закон» он обосновывал в книге «Естественный отбор среди людей» (1893). Он также доказывал, что германское («арийское») биологическое наследие сохранилось только у аристократов, составлявших в Германии меньшинство. «Закон Аммона» был опровергнут итальянским учёным Р. Ливи, который, проведя антропометрические исследования, показал, что если данные из Пьемонта подтверждали этот «закон», то данные из Палермо давали прямо противоположный результат.
Основываясь на популярном в тот период социальном дарвинизме, О. Аммон продолжал доказывать, что социальные процессы были прямым следствием «естественной природы человека», которая, как и в животном мире, определялась отбором и отличалась борьбой за существование. По его мнению, трудящиеся («брахикефалы») были потомками «низших рас», что заставляло его требовать обучения их детей отдельно от детей наследственной аристократии, которым предстояло занимать руководящие должности. Но более всего его страшил не рост социальной напряжённости и криминала во Франции (что его теория объясняла преобладанием там «брахикефалов»), а гибельное, на его взгляд, влияние евреев и иезуитов на Германию, грозившее размыванием и упадком «нордической расы».
Будучи когда-то приверженцем либерализма, О. Аммон отошёл от него под влиянием социодарвинизма и в 1891 г. выпустил книгу «Дарвинизм против социал-демократии», где исходил из расовых взглядов на развитие общества и отрицал идею социального равенства. Он отвергал учение К. Маркса, пренебрегавшее, с его точки зрения, психологическим фактором, который он, как и все расисты, считал напрямую связанным с генами. Основываясь на идее «природных способностей», он делил общество на четыре класса: 1) «открыватели и изобретатели»; 2) «умные, но не обладающие творческим духом»; 3) «люди среднего интеллекта или ниже среднего»; 4) «неполноценные, неспособные ни производить, ни усваивать чужую культуру». Они, по его мнению, отличались друг от друга умственными способностями, которые им достались от предков. Межрасовое смешение могло разрушить порядок, установившийся в таком обществе. Свои воззрения Аммон основывал на изучении имевшейся у него коллекции черепов, которая тогда была самой крупной в Европе (популярное в ту эпоху увлечение). Правда, когда его просили показать череп с «чистыми расовыми признаками», он неизменно отказывался, признавая, что это сделать невозможно из-за отсутствия «чистых рас».
В 1887 г. О. Аммон стал членом Общества любителей древности Карлсруэ и был избран генеральным секретарем антропологической секции Ассоциации антропологов и археологов Карлсруэ. С 1890-х гг. он считался признанным основателем и главой немецкой антропо-социологии, или социал-антропологии, которая, основываясь на противопоставлении «долихокефалов» «брахикефалам», доказывала, что раса является ключом к социальным процессам. Поначалу немецкие антропологи жёстко критиковали его взгляды, причём первым стал Р. Вирхов, заявивший в 1886 г. о недостоверности его краниометрических данных и его дилетантских интерпретациях. И уже в 1890-х гг. Аммона перестали публиковать в местных антропологических журналах. Но в начале 20 в. в Германии отмечался сдвиг к биологическому (расовому) детерминизму, и его авторитет начал расти: после смерти Вирхова в 1902 г. Аммона снова начали печатать в научных журналах и приглашать на конференции, на него стали чаще ссылаться и его идеи постепенно получали все большее признание. В 1904 г. он получил почётную докторскую степень во Фрайбургском университете. В период 1890–1914 гг. Аммон был единственным немецким расовым теоретиком, имевшим международное признание. Позднее его идеи стали частью нацистской расовой антропологии.