Франке Август Герман
Фра́нке А́вгуст Ге́рман (August Hermann Francke) (22.3.1663, Любек – 8.6.1727, Галле), немецкий богослов, педагог, теоретик и деятель педагогики пиетизма. Родился в лютеранской семье. Учился на теологических факультетах Эрфуртского, Кильского и Лейпцигского университетов. Ученик и последователь Ф. Я. Шпенера. С 1692 г. в Университете Галле (профессор греческого и древнеевропейских языков, с 1698 профессор теологии) и одновременно пастор в церкви Святого Георгия в Глаухе (предместье Галле), с 1715 г. пастор в церкви Святого Ульриха в Галле. Увлёкшись идеями пиетизма, отошёл от традиционного лютеранства и, подобно многим пиетистам, пережил внезапное религиозное обращение и стал рассматривать свой личный опыт как обязательный для всех христиан. С лютеранской точки зрения Франке подменял Евангелие законом; искал гарантию спасения в человеке, а не в Слове Божием. Кроме того, делая особый упор на религиозный опыт, а не на Слово, Франке игнорировал доктринальные расхождения между лютеранами и реформатами. В 1695 г. возглавил «Учреждения Франке», куда, помимо приютов (первый организован в 1694 в Глаухе, предместье Галле), вошли школа для бедных детей, бюргерская школа, латинская школа, «Гинекеум» (женская школа повышенного типа), а также «Педагогиум» для детей дворян. «Педагогиум» и некоторые другие школы имели в своём составе интернаты, плата за обучение и проживание использовалась на содержание сиротских приютов и школ для бедных детей. В 1699 г. составил и издал «План для учебных заведений». В начале 18 в. в «Учреждениях Франке» открыты учительская семинария, начальная школа для девочек, а также типография, аптека, книжная лавка и др. В «Учреждениях Франке» детям различных социальных групп предназначался соответствующий тип учебного заведения. Исключив т. н. мирские развлечения, Франке широко использовал «рекреационные упражнения» – образовательные прогулки с наглядным изучением природы, ознакомлением с трудовыми процессами в мастерских ремесленников и др. Франке одним из первых педагогов организовал «кабинет натуралий» с наглядными пособиями. Значительным достижением Франке было объединение под одним руководством, с единым уставом целостной системы воспитательных и учебных заведений (к 1727 – свыше 2300 учащихся), а также организация планомерной и целенаправленной подготовки учителей. «Учреждения Франке» действовали до 1945 г. На их базе Университет Галле начал (1946) подготовку учителей. В начале 18 в. Франке участвовал в организации и подготовке миссионеров для немецкой евангелической миссии в Ост-Индии. Автор трудов по экзегетике.