Ламенне Фелисите Робер де
Ламеннé Фелиситé Робéр де (Félicité Robert de Lamennais; Фелисите де Ла Менне, Félicité de La Mennais) (19.6.1782, Сен-Мало – 27.2.1854, Париж), французский философ и публицист, представитель традиционализма, один из основоположников христианского социализма. Католический священник, основатель конгрегации Святого Петра (1828), сотрудник ряда периодических изданий, депутат национальной Ассамблеи (1848).
В сочинениях («Опыт о равнодушии по отношению к религии» – «Essai sur l’indifférence en matière de religion», vol. 1–4, 1817–23; «О религии, рассмотренной в её отношениях с политическим и гражданским порядком» – «De la religion considérée dans ses rapports avec l’ordre politique et civil». 1825–1826. P. 1–2) Ламенне выступил как убеждённый католик и монархист, подвергнув критике философию Просвещения и в противовес доктринам галликанства отстаивая суверенитет папы Римского как в религиозных, так и в светских делах.
В труде «Опыт о равнодушии по отношению к религии» (1817–1823) Ламенне утверждал, что христианская религия – условие обретения счастья отдельным человеком и целыми народами; с политической точки зрения она необходима для сохранения общества. Безразличие в вопросах религии – «истинная могила разума», оно абсурдно в своих принципах (ибо предполагает невозможность нахождения истины) и пагубно в своих последствиях (разрушает мораль). Критикуя философию Просвещения, Ламенне объявляет равнодушие в религиозных вопросах её порождением. Европейское общество, согласно Ламенне, погрузилось в «летаргическое безразличие» в отношении религиозных принципов. «Религия, мораль, честь, долг, самые священные принципы, как и самые благородные чувства, не более чем род сновидения» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 1. Paris, 1836–1837. P. II). Человек, возомнивший себя венцом творения, одинаково взирает на истину и ложь: подобное явление, по Ламенне, наблюдается впервые. По его мнению, чтобы прийти к безразличию применительно к своим правам и обязанностям, требовалось вступить в противоречие со своим разумом. Главная причина такой деградации человека – подчинение его ума телу. Увлекаемый чувствами, человек судит обо всём с их помощью, только ощущаемые данные принимает за соответствующие подлинной реальности. С такой точки зрения, существует лишь физический, материальный мир, все остальное – «химеры», «пустые абстракции». Умопостигаемый мир трактуется как ничто, сама мысль – как результат телесной организации. В итоге сознание человека «материализуется», недоступные чувствам субстанции категорически отвергаются. Отождествляя человеческую природу с физической оболочкой, ложная философия заявляет о смертности души. По мнению Ламенне, поскольку истина – основание бытия индивида и общества, безразличие к ней ведёт к разрушению и морального и политического порядка. Ужасные последствия революции – закономерный результат деятельности её вдохновителей, выступивших против всех истин, принятых обществом. Ложная философия, по Ламенне, получила широкое влияние, поскольку затрагивала определённые струны человеческой души. В каждом из нас, по его мнению, борются два начала: доброе, благородное, устремлённое к истине; порочное, злое, направленное ко лжи. Вера проясняет эту тайну – первое начало есть одно из следствий божественного плана творения, второе – результат грехопадения людей.
Согласно Ламенне, «атеизм, который, отбрасывая Бога, отделяет человека от бесконечной истины и от всякой истины, есть лишь абсолютная утрата всякого блага» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 1. P. 257). Атеизм – не что иное, как «добровольный сон души» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 1. P. XXIX). Деизм, отрицающий Христа, разрывает всякую связь человека с Богом, ввергает своих приверженцев в беспорядочное, лишённое истины, противоестественное состояние. Прямое следствие воздействия ложной философии – резкое падение нравов в обществе: «Всё покупается, потому что все продаётся, совесть, честь, религия, мнения, звания, власть, уважение, само почтение: обширное крушение всех истин и всех добродетелей» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 1. XXVI).
История человеческого разума, как и общества, по мысли французского философа, имеет свои эпохи величия и упадка, мудрости и деградации. Человечество в массе своей всегда действует в соответствии с принятыми верованиями. Даже страсти большинства людей определяются их верованиями, не говоря уже о поступках. Верования же бывают «чистыми и истинными», либо ошибочными, соответственно поступки оказываются правильными, гармоничными, честными или же порочными, развращающими, разрушительными. Поэтому нет религиозных учений (также как моральных и политических), которые были бы безразличны для общества. «Безразличие, рассматриваемое как постоянное состояние души, противоречит природе человека и разрушительно по своему существу» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 1. P. 3). Стабильные государственные образования своей опорой должны иметь верования. В конечном счёте, всякая доктрина либо истинна либо ложна, соответственно, приносит обществу или зло или благо. Общество не может быть равнодушно к добродетели и пороку, порядку и разрушению, поэтому не должно оно притворяться безразличным и в отношении доктрин. «Всегда великие изменения политического порядка совпадают с подобными изменениями во мнениях; и тайна движения народов есть лишь искусство их убеждения» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 1. P. 4). Если же какой-нибудь народ всё-таки впадает в состояние абсолютного безразличия к истине, можно с уверенностью предположить, что срок его исторической жизни приблизился к своему концу. Такой народ подобен дряхлому старцу, утратившему способность к серьёзным размышлениям.
Ламенне выделяет три типа систем «догматического безразличия». Первая видит в религии только политическое средство, необходимое для невежественного народа. Вторая признаёт необходимость религии для всех людей, но при этом отрицает божественное откровение. Третья признаёт религию откровения, но отбрасывает большинство её истин, за исключением нескольких. Каждая из названных систем, по мнению французского мыслителя, непоследовательна и абсурдна.
Стремление к счастью – естественная цель человека, которому предоставлена свобода воли. Учение фатализма несостоятельно, так как если бы все действия людей были необходимы, они неизбежно вели бы к человеческому совершенству. В таком случае каждый легко достигал бы счастья.
В работе «О религии, рассмотренной в её отношениях с политическим и гражданским порядком» (1826) Ламенне отстаивал идею о том, что «фундаментальный политический закон» совпадает в основе с божественным законом и его интерпретация и защита принадлежат римскому папе, которому сам Бог «доверил это дело». Католическая церковь – хранитель истинной веры и культа, т. е. истинной религии. Согласно Ламенне, без папы невозможна церковь, без церкви – религия, а без последней – устойчивое общество. Папа – судья в спорах между королями; правители, пожелавшие освободиться от этого суда, внесли хаос и бедствия в жизнь народов. Справедливое общество не может базироваться на насилии, его подлинная опора – религиозная вера.
«Существует и может существовать истинное единство только между умами: следовательно, общество и все основные законы общества относятся к духовному или религиозному порядку и совершенство общества зависит от совершенства духовного или религиозного порядка» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 7. P. 292). Будущее народов в определённой степени зависит от их правительств, которые, по Ламенне, находятся перед выбором, сталкиваясь с противоположными общественными началами. «Сегодня в обществе существуют только две силы: сила сохранения, принцип которой – христианство и центр – Церковь; сила разрушения, которая проникает всё, чтобы всё разложить, доктрины, институты, саму власть» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 7. P. 299). Сила второго рода делает ставку на принцип революционных изменений, но плоды его применения, по Ламенне, никогда не принесут счастья людям. На его взгляд, насильственным путём невозможно установить стабильный общественный строй. Конечным результатом действия этой силы может быть только анархия, сопровождаемая «слезами и кровью», пресловутый же «новый социальный порядок» окажется миражом. Большинство правительств, по мнению французского мыслителя, пытается бороться против обеих названных общественных сил: и религия и революция вызывают у них опасения, недоверие, в них предполагают угрозу собственной власти. Но спасение для общества вовсе не там, где его стремятся отыскать правительства. Ужасные беспорядки, колоссальные, невиданные прежде потрясения должны смениться возрождением мира – народы, «обессиленные страданием» обратят свои взоры к Спасителю. Тогда «раздробленные осколки» старого мира будут соединены Церковью и преобразованы в новое, справедливое общество.
В статьях, опубликованных в основанном им совместно с Ж.-Б. А. Лакордером и другими проповедниками периодическом издании «Будущее» («L’Avenir», 1830–31), Ламенне выдвинул программу политического преобразования общества, включавшую требования: свободы сознания (право каждого придерживаться того или иного вероисповедания); свободы обучения; совершенствования избирательной системы (расширение круга людей, имеющих право голоса); свободы прессы; свободы ассоциации (право создавать различные организации); ликвидации системы централизации власти (роль государства должна быть минимизирована, большинство вопросов следует решать на уровне местного самоуправления). Ламенне полагал, что в будущем человечество неизбежно придёт к «католическому единству», однако до тех пор, пока этого не произошло, для предотвращения политических и гражданских войн требуется отделение церкви от государства.
По мнению французского мыслителя, «две вещи» удовлетворяют самым глубоким и постоянным нуждам нашей природы – «Бог и свобода». При этом «свобода должна быть равной для всех». Истинную свободу общества будущего Ламенне связывает с католицизмом: постепенное развитие человечества позволит освободиться от предрассудков и заблуждений философии 18 столетия. Люди так или иначе наконец осознают, что «не только католицизм не имеет ничего несовместимого со свободой, но что в действительности он является её единственным устойчивым и прочным основанием». Религия – «это связь умов, этот закон, который, руководя мыслями и желаниями, включает индивида в социальное единство» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 10. P. 134–135, P. 149).
В сочинении «Слова верующего» («Paroles d’un croyant», 1834, рус. пер. 1906), обращённом к народу, он подверг критике существующие социальные отношения. Согласно Ламенне, «Бог не создал… ни господ, ни рабов, ни королей, ни подданных: он создал всех людей равными» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 11. P. 24). Социальное зло – не от Бога, оно – результат разобщения людей. Некоторые представители человечества незаконно присвоили себе плоды труда других. Деспоты, рассматривающие граждан своего государства как средство для достижения личных целей, вовсе не слуги Христа, их бог – сатана. Попадая в мир, никто из людей не обладает привилегией бесконтрольно распоряжаться другими, поэтому каждый имеет право сопротивляться деспотической власти. Ламенне полагал, что улучшение общественной жизни, постепенное уменьшение количества бедных и нуждающихся, возможно благодаря объединению людей на основе религиозных ценностей: «Любите Бога больше всего на свете и ближнего как самого себя, и рабство исчезнет с земли» (Lamennais F. R. de. Oeuvres complètes. T. 11. P. 84). Все обязаны трудиться, а также помогать друг другу.
После того, как политические идеи Ламенне подверглись осуждению в Риме (энциклики 1832 и 1834), он сложил с себя сан. В сочинении «Эскиз философии» («Esquisse d’une philosophie», 1840–1846. 4 vol.) он стремился разработать систематическое учение о Боге, Вселенной и человеке. Бог – «первый объект», необходимое основание философии. Её задача – не доказывать бытие Бога, а постигать его. Центральное место в рамках исследования природы Бога занимает учение о триединстве Высшего начала. Рассматривая Вселенную, Ламенне развивает учение о творении мира, даёт классификацию и анализ различных уровней бытия. Философия, по его мнению, результат деятельности не индивидуального, а коллективного разума.
Его воззрения оказали существенное воздействие на развитие французского романтизма, а также европейской политической мысли. Его идеи оказали влияние на взгляды В. Гюго, Ф.-Р. де Шатобриана, Ш. Сент-Бёва, Жорж Санд, О.-Ф. Жербе, Ж.-Б. А. Лакордера, Ш. де Монталамбера и др.