Концепция мышления Брушлинского
Конце́пция мышле́ния Брушли́нского, психологическая теория мышления, разработанная российским психологом А. В. Брушлинским во 2-й половине 20 в. Теоретические идеи Брушлинского можно считать оригинальным развитием теории С. Л. Рубинштейна, учеником которого он был. Значительная часть работ Брушлинского посвящена разработке психологической теории мышления.
Мышление как прогнозирование
Основными оппонентами для Брушлинского стали информационные теории, авторы которых пытались смоделировать мыслительный процесс с помощью электронно-вычислительных машин. Вслед за гештальтпсихологами он противопоставлял продуктивное и репродуктивное мышление. Брушлинский допускал возможность компьютерного моделирования репродуктивного мышления как системы осуществления последовательности эвристик и операторов, но рассматривал продуктивное мышление как исключительно человеческий психический процесс поиска и нахождения существенно нового, выходящего за пределы ранее имевшегося субъективного опыта. При такой постановке проблемы возникает парадокс неизвестного, состоящий в том, что неясно, чем может направляться мышление, если конечный пункт неизвестен. Решение этого парадокса стало центральным вопросом для исследований Брушлинского в области психологии мышления под названием «проблемы направленности и детерминации мыслительного процесса». В репродуктивном мышлении, как правило, требование задачи достаточно конкретно и представляет собой целевое состояние, которое задаёт направленность поиска решения, а продуктивное мышление по Брушлинскому можно описать фразой «пойди туда, не знаю куда». Проблема направленности и детерминированности, сформулированная в его кандидатской диссертации «Исследование направленности мыслительного процесса» (1964), может быть решена благодаря разведению понятий требования задачи и искомого, или неизвестного. Требование задаётся извне, а искомое обнаруживает субъект, решающий задачу. Требование задачи как объективный набор критериев к будущему ответу и искомое как субъективные ожидания относительно итогового решения изначально не совпадают. Искомое в минимальной степени задано соотношением условий и требований, а затем постепенно формулируется и конкретизируется. В ходе мыслительного процесса с каждой новой попыткой и неверным решением происходит уточнение и конкретизация искомого. Все этапы мыслительного процесса создают основу для прогнозирования искомого, для его мысленного предвосхищения. Это в существенной степени отличает мыслительный процесс от механического перебора. Брушлинский настаивал на невозможности смоделировать естественное мышление искусственным машинным интеллектом, оказав значительное влияние на сравнительную непопулярность информационных теорий мышления среди советских психологов.
Недизъюнктивность мышления
Ещё одной ключевой идеей в теории А. В. Брушлинского является идея недизъюнктивности (непрерывности, неразделимости на части) процесса мышления. Рассматривая процесс мышления как процесс развития идеи, Брушлинский настойчиво подчёркивал преемственность этапов мышления и условность их разделения. Все предыдущие этапы определяют последующие, и качественные образования или открытия нового этапа являются следствием всех предыдущих событий в решении. Он подверг критике классическое представление об инсайте как внезапном и неожиданном нахождении решения. В противовес этим представлениям он высказал идею о немгновенном инсайте. Брушлинский пытался продемонстрировать, что инсайт представляет собой последовательное нахождение искомого как постепенное прояснение и конкретизацию неизвестного. Открытие нового и прояснение неизвестного возможно благодаря мыслительной операции анализа через синтез, т. е. выявления новых свойств объекта благодаря включению его в новые связи и контексты. Благодаря этой операции элементы прошлого опыта вступают в новые связи и преобразуются в новые знания. Анализ через синтез обеспечивает преемственность между этапами психического процесса и одновременно выход за его пределы. Основным исследовательским методом Брушлинского стал метод микросемантического анализа протоколов, развитый и применённый в докторской диссертации «Психологический анализ мышления как прогнозирования (континуально-генетическая теория мышления)» (1977) и в монографии «Мышление и прогнозирование» (1979). Основная цель этого метода состоит в анализе ветвей решения в протоколах решения рассуждением вслух и в прослеживании логики развития идей в ходе решения задачи. Анализ, проведённый с помощью этого метода, продемонстрировал, что даже в инсайтных задачах итоговое решение не появляется внезапно в готовом виде, а развивается и проясняется по ходу решения.
Континуально-генетический подход
В дальнейшем А. В. Брушлинский трансформировал принцип недизъюнктивности мышления и положил его в основу континуально-генетического подхода. Этот подход стал реализацией общего методологического принципа диалектической логики школы С. Л. Рубинштейна для решения традиционных проблем психологии. С позиций континуально-генетического подхода любые бинарные противопоставления носят искусственный характер и не отражают логики развития психических явлений. С этой точки зрения такие дихотомии, как биологическое – социальное, психическое – физиологическое, сознательное – бессознательное, материальное – идеальное и др., являются условными гносеологическими конструкциями и не отражают онтологической сущности. Другими словами, например, сознательное и бессознательное в человеке не являются изолированными независимыми инстанциями, а лишь познавательными дизъюнктивными конструкциями. В действительности же, по А. В. Брушлинскому, любые дихотомии континуально связаны и неразрывно переплетены в человеке, представляют неразрывное единство.