Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Ко́декс вну́треннего во́дного тра́нспорта Росси́йской Федера́ции (КВВТ РФ), кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и/или юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях России, и определяющий их права, обязанности и ответственность.
КВВТ РФ принят 7 марта 2001 г. До этого действовал Устав внутреннего водного транспорта СССР 1955 г., регулировавший отношения, связанные с перевозками внутренним водным транспортом. Закономерно, что «внутренний водный транспорт, как отрасль единой транспортной системы, с необходимостью предполагает наличие в системе права специфического базового нормативного массива, осуществляющего регулирование деятельности по использованию инфраструктуры данного вида транспорта» (Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 № 24-ФЗ).
Таким образом, КВВТ РФ является основным нормативным правовым актом в сфере деятельности внутреннего водного транспорта РФ. КВВТ РФ состоит из 19 глав, включающих в общей сложности 167 статей.
Значение КВВТ РФ заключается в том, что он «наряду с регулированием общественных отношений по судоходству, устанавливает правовой статус каждого из участников таких отношений» (Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 № 24-ФЗ).
Положения КВВТ РФ распространяются на внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы и порты, а также на суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях РФ.
Под внутренним водным транспортом РФ в КВВТ РФ понимается один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях РФ. В свою очередь, внутренние водные пути РФ – это пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством РФ.
Ключевое понятие в КВВТ РФ – это судоходство, под которым понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъёма затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.
Важное практическое значение в КВВТ РФ имеет определение «судно», под которым понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного плавания (река – море), паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Порядок формирования перечня внутренних водных путей РФ регламентирован Правилами формирования перечня внутренних водных путей. Перечень утверждается Правительством РФ и содержит два раздела: перечень внутренних водных путей федерального значения (раздел 1) и перечень внутренних водных путей регионального значения (раздел 2). Для каждого внутреннего водного пути указывается его наименование, верхняя и нижняя границы по течению, протяжённость.
Сеть внутренних водных путей России составляет более 100 тыс. км. Большая часть этих путей обладает развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью.
Внутренние водные пути РФ подразделяются на обособленные бассейны, имеющие общие климатические, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плавания.
Всего в России насчитывается 15 таких бассейнов: Беломорско-Онежский, Волго-Балтийский, Московский, Волжский, Камский, Волго-Донской, Азово-Донской, Северо-Двинский, Печорский, Обь-Иртышский, Обский, Енисейский, Байкало-Ангарский, Ленский, Амурский.
В рамках указанных бассейнов действуют администрации бассейнов внутренних водных путей, созданные в форме федеральных бюджетных учреждений. Они осуществляют функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта, а также выполняют следующие задачи: эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; государственное регулирование деятельности речного транспорта по вопросам, отнесённым к компетенции государственных органов; обеспечение безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности; диспетчерское регулирование движения судов и проводка судов государственными лоцманами.
Важнейшим элементом системы безопасности судоходства выступает государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях, который осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей. Возглавляют указанные инспекции капитаны бассейнов внутренних водных путей.
Введение в 2012 г. в КВВТ РФ юридических норм, касающихся администраций и капитанов бассейнов внутренних водных бассейнов, обусловлено давно сложившейся практикой работы администраций и капитанов морских портов. Этот факт свидетельствует о конвергенции правовых режимов морских и внутренних водных путей России. Положения двух российских кодификационных актов – КВВТ и Кодекса торгового мореплавания – уже во многом становятся идентичными (иногда вплоть до полного текстуального совпадения), и процесс этот идёт по пути дальнейшего сближения норм, регулирующих деятельность морского и речного флота России.
Не исключено, что в будущем встанет вопрос о создании единого кодификационного акта – Кодекса морского и внутреннего водного транспорта России.
Наряду с публично-правовыми положениями, КВВТ РФ включает в себя большое число частноправовых норм. Они определяют порядок возмещения вреда от столкновения судов; регламентируют подъём, удаление и уничтожение затонувшего имущества; устанавливают требования к эксплуатации портов; регулируют порядок сдачи судна в аренду, перевозки грузов и пассажиров, перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, буксировки, спасания, распределения общей аварии, права и обязанности грузоперевозчика и пассажира; устанавливают ответственность участников отношений, а также порядок оформления актов, претензий и исков.
По пути принятия единого кодифицирующего акта в области внутреннего водного транспорта пошли и другие государства. Так, аналогичный кодекс принят в 2002 г. в Республике Беларусь. Европейский Кодекс для внутренних водных путей (European сode for inland waterways) был принят в 1985 г. рабочей группой по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Его альтернативное название: CEVNI (сокращение от франц. Code Européen des Voies de la Navigation Intérieure).
В США, например, внутреннему водному транспорту посвящён раздел 33 Свода федеральных законов (United States сode), а во Франции – ч. 4 Транспортного кодекса 2010 г. Своеобразием отличается китайское законодательство, где принимаются кодексы, посвящённые тем или иным аспектам деятельности внутреннего водного транспорта, например Технический кодекс по обслуживанию внутренних водных путей 2005 г. (Technical code of inland waterway maintenance), Кодекс безопасности по проверке упаковки опасных грузов, перевозимых водным транспортом 2009 г. (Safety code for inspection of packaging of dangerous goods transported by water), и др.