Кхаси (народ)
Кха́си, народ на северо-востоке Индии (штаты Мегхалая, Ассам и др.) и в соседних районах Бангладеш. Живут в основном в горах Кхаси и Джайнтия. Численность в Индии – свыше 1,4 млн человек (2011, перепись; из них свыше 1,3 млн человек – в штате Мегхалая; составляют большинство населения штата), в Бангладеш – 80 тыс. человек. В Индии входят в адиваси. Делятся на группы: собственно кхаси, джайнтия, пнар, бхои, вар, лингнам и др. Говорят на языке кхаси. Большинство кхаси – протестанты (пресвитериане и баптисты), есть индуисты (в основном среди джайнтия).
В горах Джайнтия в 16–19 вв. существовало княжество Кхаси (в горах Кхаси, остававшихся вне влияния индуизма), – множество мелких «княжеств» – объединений деревень во главе с вождём (основной правящий род – Сием) и советом (дарбар). С начала 19 в. распространяется христианство. Движение за автономию завершилось созданием в 1970 г. штата Мегхалая. По уровню грамотности кхаси занимают одно из первых мест в Индии. Сформировалась интеллигенция.
Традиционная культура типична для народов Южной Азии. Традиционное занятие кхаси – подсечно-огневое ручное земледелие, у ряда групп – пашенное, поливное, террасное (рис, просо, картофель) земледелие; развито садоводство, в горах – птицеводство и пчеловодство. Ремёсла менее распространены, чем у большинства других горных народов; ранее занимались кузнечным делом. Широко развит обмен, торгуют в основном женщины. Деревни (от 200 до 500 и более домов) линейной планировки, расположены в горных долинах. Дома на каменном фундаменте, с бамбуковыми, обмазанными глиной стенами и соломенной 2-скатной или 4-скатной крышей. Женская одежда – несшитая юбка и кофта или накидка, мужская – рубаха, безрукавка и дхоти или штаны. Головные уборы у мужчин – яркий тюрбан, у женщин – металлический венец. И мужчины, и женщины носили много украшений, на шее – металлический обруч. Существуют дисперсные матрилинейные роды (кур, джайд); в деревенскую общину входят сегменты свыше 10 родов. Сохраняются родовые, деревенские и междеревенские (райд дарбар) дарбары. Среди родов выделяются знатные (джайд бакхрау), простые и зависимые (джайд мрау). Высокое положение занимает главная родовая жрица. Роды подразделяются на матрилиниджи (кпох), восходящие к общей прабабке и владеющие земельными наделами. Брачное поселение матрилокальное. Большая семья (инг) возглавляется старшим братом матери; после рождения первого ребёнка вторым по влиянию членом инг становится отец. Высокое положение занимают женщины. Девочкам стремятся дать хорошее образование, часты удочерения. Имущество, принадлежащее инг, наследует младшая дочь. Браки с ортокузенами запрещены; браки с кросскузенами дозволяются, но редки. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги, сиблинги родителей и дети делятся по относительному возрасту, причём выделяются «старшие», «средние», «младшие» и «самые младшие» возрастные категории; имеются описательные конструкции. Термины делятся на референтивные и вокативные. Сохраняются культы женских божеств (верховное – Ка Блей), развитый погребальный ритуал: после кремации прах хранят в мегалитической родовой усыпальнице (кромлех из нечётного числа камней с менгиром в центре). Распространены легенды о священной змее У Тхлен.