Киричек Пётр Тихонович
Ки́ричек Пётр Ти́хонович [3(16).9.1902, по другим данным, 22.11(3.12).1902, село Пушкарёвка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, Российская империя, ныне Днепропетровская область, Украина – 22.1.1968, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский певец (баритон), заслуженный артист РСФСР (1960).
Из крестьянской семьи. С 1920 г. работал переписчиком в штабе батальона особого назначения Красной Армии, в 1924–1925 гг. – счетоводом лесного хозяйства в селе Лапичи Бобруйского округа (ныне Осиповический район, Могилёвская область, Республика Беларусь), в 1925–1927 гг. – слесарем на заводе в Днепропетровске (ныне Днепр, Украина; здесь участвовал в любительских концертах, заочно учился в музыкальной школе). С 1929 г. жил в Москве, обучался в Московской консерватории, которую окончил в 1934 г. (класс К. Н. Дорлиак), одновременно выступал в концертах Московской филармонии (исполнял классические арии и романсы, часто под аккомпанемент пианистки М. И. Гринберг, на которой был женат в 1929–1935). Лауреат 3-й премии 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933).
В 1934–1944 гг. солист московского Большого театра. Исполнил 8 ведущих и второстепенных партий: Маркиз («Травиата» Дж. Верди, 1935), Евгений Листницкий («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта; обе – 1936), Запевало (1937), Тимофей Дамасков и Нагульнов («Поднятая целина» Дзержинского; обе – 1938), Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина, 1940), Гонец («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, 1943).
Обладал сильным голосом бархатного тембра, выразительной вокальной манерой, высокой певческой культурой; исполнение отличалось продуманностью, умением гармонично сочетать в пении мужественность и лиризм. Особенно эти свойства проявились в концертной деятельности, которую Киричек вёл по всей стране. С 1935 г. руководил культурно-шефской работой Большого театра в частях Красной Армии и Флота. В годы Великой Отечественной войны активно участвовал во фронтовых бригадах (в 1945 получил звание «Почётный моряк Тихоокеанского флота»).
После ухода из Большого театра солист Московской филармонии, пел по радио, регулярно выступал с Русским народным оркестром имени Н. П. Осипова, выезжал с концертами в целинные районы. Композитор А. Г. Новиков писал: «П. Киричек – певец-трибун, певец-боец. Он меньше всего интересуется условиями, в которых придётся петь. Широко известны его выступления на заводах и стройках, на полевых станах и кораблях. Около полутора тысяч концертов он дал в суровые годы Великой Отечественной войны непосредственно во фронтовой обстановке» (Новиков. 1958. С. 3).
В 1940–1950-х гг. в составе творческих групп выступал в Болгарии, Польше, Чехословакии, ГДР, Австрии, Румынии, Югославии и других странах Европы.
Основное место в концертном репертуаре Киричека занимали народные и советские песни, старинные и городские романсы. Приобрёл особую известность как исполнитель советских патриотических и лирических песен (первый и единственный исполнитель многих из них). Среди наиболее популярных: «Прощайте, скалистые горы» Е. Э. Жарковского, «Колокольчики звенят» и «Вернулся я на родину» М. Г. Фрадкина, «Орлёнок» В. А. Белого, «Под луной золотой» И. О. Дунаевского, «До свиданья, города и хаты» М. И. Блантера, «Лизавета» Н. В. Богословского, «Сормовская лирическая» Б. А. Мокроусова.
В 1936–1962 гг. записал на пластинки и магнитную ленту свыше 120 произведений – старинные романсы, народные песни, песни советских и зарубежных композиторов. Киричек – прекрасный ансамблевый певец (записывался в дуэтах и трио, в том числе с С. М. Хромченко, Г. П. Виноградовым, П. С. Белинником, М. Д. Михайловым, Ф. П. Федотовым, В. А. Львовой, И. Д. Шмелёвым). В 1973 г. фирмой «Мелодия» издана сольная виниловая пластинка Киричека с русскими и советскими песнями.
Снялся в кинофильмах «Гибель Орла» (Поющий моряк, режиссёр В. Н. Журавлёв, 1940), «Морской ястреб» (Поющий матрос, режиссёр В. А. Браун), в «Боевом киносборнике № 8» (Поющий солдат-танкист в новелле «Три танкиста», режиссёр Н. Ф. Садкович); голос Киричека звучит в конце фильма «Боксёры» (песня «На светлых стадионах» С. А. Каца, режиссёр В. И. Гончуков; все – 1941).