Казахстан. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Казахста́на. На территории Казахстана от неолита и бронзового века до нас дошли петроглифы [в Мугоджарах; изображения змей, связанные со стоянками Коскудук 1 и Коскудук 2 в районе г. Актау; комплекс Тамгалы (включён в список Всемирного наследия) и др.], керамика, бронзовые украшения и другие изделия. Сохранились курганы 7–2 вв. до н. э. (высотой до 17 м, в диаметре до 100 м) с каменной облицовкой насыпи и бревенчатой камерой захоронения (могильники Бесшатыр, Иссык и др.) или погребальными многокамерными сооружениями из пахсы или сырца (в Чирик-Рабате; Баланды 2, Бабиш-Мулла 2 и др.). Для искусства этого периода характерны изображения в скифо-сибирском зверином стиле (плоскорельефные нашивные деревянные бляхи, обтянутые золотой фольгой, литые бронзовые изображения на котлах и жертвенниках, бронзовые пряжки, золотые диадемы и др.).
В периоды, когда территория Казахстана входила в состав Тюркского каганата (6–8 вв. н. э.), а затем контролировалась объединениями тюргешей, карлуков и другими (8–10 вв.), развивались города Исфиджаб (не позднее чем с 11 в. известен как Сайрам; ныне Шымкент), Тараз, Отрар и другие, сооружались крепости и укреплённые замки (городище Баба-Ата, замок Тас-Акыр в современной Жамбылской области), мавзолеи (конусообразной формы в 8–10 вв. – Домбаул и Карадын в современной Улытауской области, Козы-Корпеша и Баян-Слу на реке Аягуз). Ко 2-й половине 1-го тыс. относятся терракотовые статуэтки, выполненные согдийскими мастерами, светильники, глиняные оссуарии (на некоторых помещались скульптурные головы); с 9 в. распространилась полихромная поливная посуда (крупным центром её производства был Тараз).
В период государства Караханидов (10–12 вв.) в Южном Казахстане росли города; для многих из них была характерна трёхчастная структура: цитадель, шахристан и рабад. С распространением ислама в Казахстане появились мечети и медресе, строились сардобы (резервуары для воды), бани, караван-сараи, перекрытые куполом мавзолеи (Бабаджи-хатун в современной Жамбылской области, 10–11 вв.; Айша-Биби близ Тараза, 11–12 вв.; Абат-Байтак в современной Актюбинской области, 1-я половина 13 в. или конец 14 – начало 15 вв.; Алаша-хан близ Улытау, 2-я половина 13 в., и др.). Продолжали развиваться и обогащаться традиционные формы орнамента, которым украшались изделия из дерева, кожи, камня, металла, глиняная посуда.
После разрушительного монгольского нашествия со 2-й половины 13 в. начали возрождаться города и городская культура, возводились монументальные сооружения. В 1370-х гг. достигла наибольшего расцвета столица Синей Орды – Сыгнак. В г. Ясы (ныне г. Туркестан) в конце 14 в. создан комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави (включён в список Всемирного наследия): его портал, фасады и купола облицованы полихромной глазурованной плиткой.
Междоусобные войны 15–16 вв. и джунгарские нашествия (17–18 вв.) привели в упадок культуру, многие старые города прекратили своё существование. Вместе с тем в 17–18 вв. вдоль западных, северных и северо-восточных границ современного Казахстана возникали русские военные укрепления – Яицкий городок (Уральск), Нижний Яицкий городок (Гурьев; ныне Атырау), Семиполатная крепость (Семипалатинск; ныне Семей), Усть-Каменогорская крепость (ныне Усть-Каменогорск), крепость Святого Петра (ныне Петропавловск) и др., позднее разраставшиеся в города нового для страны типа. Возводились (вплоть до конца 19 в.) мавзолеи упрощённой архитектуры – низкие, квадратные в плане, с высокими коническими или шлемовидными куполами: Шик-Нияз и Кармакчи-Ата (17 в., ныне Кызылординская область), Тулека (18 в., ныне Улытауская область) и др.
После присоединения территории Казахстана к Российской империи оживилась строительная деятельность. В городах Северного и Восточного Казахстана, возникших на базе военных укреплений, обычно имелись четыре основные части: крепость, казачья станица, т. н. татарская слободка и собственно город. Для старых городов Южного Казахстана было характерно деление на «старый» и «новый» город. Наряду с преобладающими одноэтажными деревянными и саманными домами строились административные и торговые здания, железнодорожные вокзалы, церкви (в духе российской архитектуры того времени), также мечети и медресе, мавзолеи [Шокай датка (Шокая) в современной Жамбылской области, 18 в.; Торткара, 19 в., и Дузена (Жузден), 1863–1866, оба – в современной Улытауской области; Нурбергена Калишева в селе Сенек Мангистауской области, конец 19 в.].
В 19 в. создавались произведения изобразительного искусства, отражающие жизнь казахского народа, – картины и рисунки В. В. Верещагина и Т. Г. Шевченко (находившегося в 1848–1857 в ссылке в Казахстане), рисунки и акварели Ч. Ч. Валиханова. Изображению быта казахского народа посвятил своё творчество Н. Г. Хлудов, работавший в Казахстане с 1877 г.
С 1920-х гг. архитектура Казахстана прошла этапы стилистической эволюции, общие для всего СССР, – конструктивизм, неоклассицизм и др. Центрами строительства стали Кзыл-Орда (ныне Кызылорда), Чимкент (ныне Шымкент), Балхаш, Караганда, Гурьев (ныне Атырау), Темиртау, Усть-Каменогорск и особенно Алма-Ата. В 1920-е – 1-ю половину 1950-х гг. в Казахстане работали архитекторы А. В. Арефьев, И. И. Бреннер, С. В. Васильковский, Г. А. Вознюк, М. А. Гура, Н. С. Длугач, Е. К. Дятлов, А. К. Капанов, А. Н. Каплун, Ким До Сен, А. Я. Косов, Н. А. Круглов, М. Кудрявцев, Г. П. Кушнаренко, А. А. Леппик, Н. А. Простаков, Б. Р. Рубаненко, Г. А. Симонов, М. Д. Шугал, также М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис, А. И. Гегелло, А. В. Щусев.
Жилищное строительство учитывало особенности климата и быта местного населения – например, в южных районах при домах устраивались «айваны» (открытые террасы на деревянных колонках) и озеленённые дворики. Особый интерес представляет архитектура советского модернизма и постмодернизма, особенно в Алма-Ате: работы А. А. Леппика, Н. И. Рипинского, В. П. Ищенко, В. Н. Кима, Л. Л. Ухоботова, Ю. Г. Ратушного, З. М. Мустафиной, Г. С. Джакиповой и др.
Круг мастеров изобразительного искусства 1920-х гг. составляли Н. Г. Хлудов, Ф. И. Болкоев, А. Исмаилов, Н. И. Крутильников, Х. К. Ходжиков и К. К. Ходжиков. В 1930-х – 1940-х гг. среди живописцев выдвинулись А. И. Бортников, А. Г. Галимбаева, С. И. Калмыков (в Казахстане с 1935), А. Кастеев («Доение кобылиц», 1936; «На высокогорном катке», 1955; «Аксайский карьер», 1967, все – Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева, Алма-Ата), Л. П. Леонтьев, А. А. Риттих; среди графиков – В. И. Антощенко-Оленев, Г. А. Брылов, Л. В. Гербановский, И. И. Савельев и др. В послевоенные годы работали портретисты П. В. Верховцев, Н. И. Крутильников, М. С. Лизогуб, А. М. Степанов, А. М. Черкасский, пейзажист Н. Н. Тансыкбаев. Среди значительных художников 2-й половины 20 в. – живописцы У. А. Ажиев, А. А. Джусупов, М. С. Кенбаев, В. И. Крылов, С. А. Мамбеев, Н. Дж. Нурмухаммедов, И. С. Петько, К. И. Плюхин, К. Т. Тельжанов, К. М. Шаяхметов, А. Г. Школьный, К. В. Муллашев; акварелисты Р. В. Великанова, А. Ф. Подковыров; графики К. Я. Баранов, Н. С. Гаев, Е. А. Говорова, А. А. Дячкин, Ч. Б. Кенжебаев, Ю. П. Мингазитдинов (Мингазитинов), С. Романов, Е. М. Сидоркин и др. В послевоенное время появилась скульптура, преимущественно портретная (А. А. Исаев, И. Я. Иткинд, Я. К. Кучис, А. С. Пономарёв, П. Д. Усачёв); монументальной скульптурой занимались Х. И. Наурызбаев, Е. Т. Мергенов.
С 1990-х гг. в Казахстане возводятся здания в русле постмодернизма и неомодернизма, часто с элементами национального зодчества: жилые, торговые, многофункциональные комплексы, общественные и административные здания, спортивные сооружения, развивается высотное строительство. Интенсивно застраивается новая столица страны – Астана (по генеральному плану архитектора Курокавы Кисё; здания по проектам Н. Фостера, американских бюро Populous, Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, российской мастерской «Студия 44» и др.); сооружаются новые монументы (Независимости в Алма-Ате, 1996, авторский коллектив под руководством Ш. И. Валиханова; «Астана-Байтерек» в Астане, 2002, архитектор А. И. Рустембеков, и др.).
Крупнейшие представители современного искусства конца 20 – начала 21 вв. – художественная группа «Кызыл трактор» («Чимкент-трансавангард»; основана в 1990 в Шымкенте; основные участники – М. Нарымбетов, В. Симаков, С. Атабеков, С. Баялиев и А. Шалбаев). В начале 21 в. работают С. Сулейменова, З. Фалькова, арт-группа ZITABL (с 2000; З. Султанбаева, А. Акмуллаев).