Камерун. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Камеру́на. Специфика музыкальной культуры Камеруна обусловлена разнородностью его этнического состава. Сохраняется своеобразие местных вокальных (хоровых и сольных) стилей, исполнительских приёмов, музыкального инструментария. Из песенно-хоровых и музыкально-танцевальных жанров выделяется бикутси (bikutsi); танцы у бети сопровождались игрой на балафоне и цитре мвет (mvet; с корпусом из горлянки), хлопками в ладони и топотом. Поныне сохраняются отдельные жанры традиционной музыки, наиболее архаичные пласты обнаруживаются в юго-восточных районах страны (вокальная практика пигмеев).
Профессиональная устная музыкальная культура Камеруна сложилась в государстве Бамум в период правления И. Нджойи (около 1888 – 1923). В 20 в. она представлена обрядовой музыкой мужских и женских тайных союзов (для сопровождения танцев в масках использовались флейты, барабаны, трещотки, погремушки и другие шумовые инструменты), творчеством странствующих музыкантов [пение в сопровождении лютни гоге (goge) у хауса], музыкой судебных процессов (игра на деревянных язычковых инструментах, трубах, флейтах у фульбе).
С конца 19 в. формировалась городская культура (в Дуале, Яунде и др.), в рамках которой существовала музыка западного образца; в танцевальные оркестры включались аккордеон, гитара, банджо, саксофон, контрабас, распространялись духовые военные оркестры.
В середине 20 в. закрепилась традиция городских ансамблей популярной музыки, в которых наряду с западноевропейскими инструментами применялись традиционные. Значительное влияние на популярную музыку и танцы Камеруна оказали традиции соседних стран и культура Латинской Америки. Музыкально-танцевальный жанр макосса (makossa; характеризуется использованием медных духовых и электроакустических инструментов) в 1970–1980-е гг. получил международную известность благодаря композитору, саксофонисту, трубачу Эммануэлю (Ману) Дибанго (1933–2020), его ученикам Винсенту Нгуини и Анри Диконге. В 1990-е гг. развивалось исполнительство на аккордеоне (жанр бантубол, bantowbol) и ударных инструментах (жанр бенд-скин, bend-skin). В 2000-е гг. приобрели популярность певцы Мароле Чамба, Кенг Годфрой, Майкл Киссу.
Многочисленные хоровые коллективы исполняют культовую музыку католической церкви. В 1950-х гг. в кафедральном соборе Яунде под руководством аббата П.-К. Нгуму (Pie-Claude Ngumu) организован ансамбль La Maîtrise des Chanteurs à la Croix D’ébène («Хоровая школа певчих чёрного Креста»), исполнявший духовную музыку в сопровождении традиционных местных инструментов (идиофоны, барабаны, цитра). Среди сочинений Нгуму – «Месса Эвондо» («Messe Ewondo»).
В 1960–1970-е гг. известностью за пределами страны пользовался ансамбль ксилофонов под управлением Р. Нзе, послуживший образцом для других коллективов. Среди ведущих музыкантов Камеруна 2-й половины 20 в. – композитор и гитарист Ф. Бебей (Francis Bebey), автор путеводителя «Музыка Африки» («Musique de L’Afrique», 1969).
Изучение традиционной музыки Камеруна ведётся с конца 19 в. (первыми были немецкие, в дальнейшем также французские музыковеды, камерунец Э. Мохаммаду), значительный вклад внёс австрийский учёный Г. Кубик.
В 20–21 вв. вопросами развития традиционной музыки занимается Международный центр исследований и документации в области устных традиций и развития африканских языков (Centre international de recherche et de documentation sur les traditions orales et pour le développement des langues africaines, 1977, современное название с 2010).
Регулярно проводятся фестивали традиционной музыки, поддержку которым оказывают в том числе государственные и частные университеты. В разных городах ежегодно проходит Национальный фестиваль искусств и культуры (Festival National des Arts et de la Culture, с 1991).