Избирательная география
Избира́тельная геогра́фия, исследование территориального распределения избирателей в зависимости от их обычного поведения на выборах (участие или неучастие в голосовании и других избирательных действиях, голосование за определённых кандидатов или политические партии) для целенаправленного воздействия на такое поведение; способ воздействия на результаты выборов для достижения определённых целей, который рассматривается как нарушение принципа равного избирательного права и квалифицируется как мошенничество, предотвращаемое в большей степени политическими, нежели правовыми средствами.
Избирательная география как исследование территориального распределения избирателей
В поведении граждан на выборах прослеживаются определённые закономерности, отчасти продиктованные их социальными характеристиками (возрастом, уровнем образования, размером доходов, родом занятий). Указанные закономерности могут становиться предметом исследований, построенных прежде всего на анализе открытых (официально опубликованных) данных о результатах выборов (Электоральная география ... 2018). К указанным открытым данным относится: количество участвовавших в голосовании относительно общего числа избирателей и количество проголосовавших за конкретные партии и/или кандидатов. По ним можно составлять карты избирательного поведения регионов, населённых пунктов, районов в городах и даже отдельных кварталов. Сведения об участии в выборах могут сопоставляться с данными из других источников – социальными и экономическими характеристиками соответствующих территорий (в этом смысле избирательная география представляет собой частный случай социальной и политической географии), в том числе качеством и стоимостью жилья, его нахождением в государственной или частной собственности, трудовой занятостью населения, проживанием представителей конкретных этнических или расовых социальных групп и пр. Такое сопоставление позволяет в рамках избирательной географии изучать не только конкретные проявления политических мнений и настроений, но и причины их возникновения.
Избирательная география как способ нарезки избирательных округов
Непосредственное использование данных избирательной географии осуществляется при формировании избирательных округов (территориальных единиц, создаваемых для организации выборов) в рамках территориальной организации голосования (этот принцип стал повсеместным и наиболее естественным, заменив голосование по профессиональным сообществам, сословиям, этническим группам и пр.).
Избирательная география используется при организации выборов по мажоритарной системе. Возможность манипулирования результатами выборов с помощью определённой нарезки округов значительно снижается при применении многомандатных округов и пропорциональной избирательной системы, поскольку распределение избирателей с разными политическими предпочтениями по избирательным округам в таких системах не имеет столь принципиального значения. При мажоритарной избирательной системе концентрация в одном округе сторонников 1-й партии с равномерным распределением сторонников соперничающей партии по другим округам может обеспечить кандидатам от 2-й партии незначительный, но достаточный для победы перевес в голосах в большинстве округов.
Использование нарезки избирательных округов для достижения определённых результатов на выборах рассматривается как одна из форм мошенничества, поскольку при этом нарушается один из базовых принципов организации выборов – принцип равного избирательного права.
В теории избирательного и конституционного права воздействие на результаты выборов с помощью перекройки границ избирательных округов называют джерримендерингом (этот термин своим происхождением обязан фамилии губернатора штата Массачусетс – Элбриджу Джерри, который при формировании избирательных округов на выборах 1812 в целях поддержки своей партии сформировал округ, охватывавший территории окраин штата и своими очертаниями на карте напоминавший саламандру – из его фамилии и слова salamander получился неологизм «джерримендеринг»).
С таким мошенничеством сложно бороться методами установления правовых предписаний или запретов, поскольку даже в одной стране без изменения избирательной системы невозможно раз и навсегда определить границы округов: население в разных районах меняется неравномерно и необходимо регулярно перепроверять актуальность существующей нарезки округов. Поэтому законодательство определяет лишь общие требования к округам: их примерное равенство (с отклонением от среднего размера округа не более 5 % или 10 %), недопустимость включать в один округ не граничащие между собой территории и пр. Кроме того, определяется специальная процедура формирования избирательных округов – гласность и открытость процесса их формирования, утверждение схемы округов парламентом, в котором представлены основные политические партии, заинтересованные в исходе выборов, – всё это должно предотвратить манипуляции с организацией округов в пользу той или иной политической партии.