Интерактивная группа
Интеракти́вная гру́ппа, объединение людей, в котором взаимодействие участников друг с другом происходит беспрепятственно, всеми способами поощряется и может быть использовано для достижения целей этой группы и/или её лидера. Понятие интерактивной группы происходит от значения слова «интерактивный» (англ. interactive), что, согласно определению Кембриджского академического словаря, означает «включающий общение между людьми или взаимную реакцию взаимодействующих между собой объектов». Таким образом, отличительной чертой интерактивной группы является взаимодействие её членов между собой и возможность оказывать воздействие друг на друга.
Интерактивная группа в обучении
Термин «интерактивная группа» наиболее часто применяется в контексте обучения, в том числе сотрудников компании. Для организации такой работы участников делят на небольшие разнородные группы по 4–5 человек и к каждой из них приставляют ответственного для наблюдения за работой временной команды. Разнородность участников группы выражается в поле, возрасте, национальности, культурном бэкграунде, уровне навыков и расширяет кругозор при решении групповой проблемы или позволяет участникам обращаться друг к другу за советом, если работа ведётся каждым индивидуально. При этом за одно занятие состав групп успевает смениться несколько раз, а условием для перехода к следующему заданию становится завершение предыдущего всеми участниками: так ускоряется повышение уровня отстающих и усиливается дополнительное взаимодействие в группе.
Теоретическая база метода формирования интерактивных групп строится на убеждении в том, что группирование обучающихся только по уровню их навыка негативно сказывается на таких аспектах обучения, как взаимное обучение (peer-to-peer learning) и самооценка, а также на возможности перехода конкретного обучающегося (особенно отстающих) в более сильную по уровню навыка группу. Практика формирования интерактивных групп входит в число «Успешных образовательных действий» (Successful Educational Actions) – результата исследовательского образовательного проекта INCLUD-ED (Successful Educational Actions for Inclusion and Social Cohesion in Europe. 2015. P. 12).
Интерактивная группа в менеджменте
В контексте бизнеса под интерактивной группой понимается такая группа сотрудников во главе с руководителем или фасилитатором, которая вырабатывает решение (часто управленческое) вынесенной на обсуждение проблемы путём управляемой коммуникации друг с другом. Интерактивная группа как метод принятия управленческого решения была определена исследователями В. Г. Врумом и Ф. Йеттоном, а позднее пересмотрена Врумом и А. Яго (Vroom. 1978). В разработанной ими модели принятия управленческого решения определённый метод коррелирует с избранным стилем руководства. Например, наряду с интерактивной группой существуют методы самостоятельного принятия решения руководителем, его индивидуальных консультаций с сотрудниками (и последующее самостоятельное принятие решения) и групповой консультации (с последующим самостоятельным принятием решения) с сотрудниками, а также делегирование, т. е. полное одобрение любого решения, которое может принять группа сотрудников по конкретному вопросу. Метод интерактивной группы ближе к демократическому стилю управления, но по-прежнему предполагает активное участие руководителя, голос которого учитывается наравне с голосами всех остальных участников. Кроме того, руководитель играет роль фасилитатора дискуссии, направляя её в нужное русло, но не ограничивая жёсткими формальными рамками. Так, во время обсуждения может быть пересмотрена сама цель принимаемого решения.
Аналогично интерактивным группам в педагогике и психологии управляющий дискуссией одновременно поддерживает неформальную атмосферу общения для свободного выражения участниками сходства и различия своих позиций и направляет дискуссию в продуктивное русло, чтобы проблема, ради которой была собрана группа, была разрешена к окончанию сеанса работы группы. Примером такой группы является совещание руководителей отделов по вопросу постановки целей на следующий квартал.
Таким образом, основной целью интерактивной группы в бизнесе является не благополучие самих участников, как в психотерапевтической группе, а достижение поставленной цели. В отличие от педагогической интерактивной группы, в бизнесе ответ, к которому должна прийти группа, не определён заранее и представляет собой коллективно принятое решение. При этом участники группы не обязаны достигать полного согласия друг с другом: решение может быть принято большинством, но в процессе его принятия обязательно должен присутствовать коммуникативный элемент, где из различных точек зрения каждого участника набирается пул информации по решаемой проблеме, а участники могут прояснять позиции друг друга и искать совместные решения.