Инфраструктура рынка труда
Инфраструкту́ра ры́нка труда́, система организаций, служб, институтов, деятельность которых направлена на содействие балансированию спроса и предложения на рынке труда. К элементам инфраструктуры рынка труда можно отнести государственную службу занятости, частные агентства занятости (кадровые, рекрутинговые агентства), кадровые службы предприятий, службы поддержки трудоустройства (центры карьеры) в учебных заведениях и другие, в том числе интернет-порталы.
Данные службы оказывают услуги по подбору работы для граждан, обратившихся в её поиске, при этом государственная служба занятости все услуги предоставляет бесплатно. Безработным гражданам может быть предложено направление на переобучение, повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Обратившимся в службу занятости может быть оказана психологическая поддержка, помощь в открытии собственного дела, консультация по составлению бизнес-плана и т. п.
Частные агентства занятости (рекрутинговые агентства) оказывают предприятиям и организациям услуги по подбору персонала, первоначальной проверке кандидатов, их отбору по критериям соответствия требованиям компании-заказчика. Также подобные агентства нередко берут на себя услуги по профессиональной ориентации обратившихся граждан, проведению профессионального информирования и психологического отбора, предоставлению рекомендаций по выбору профессий. Отдельные службы могут специализироваться на поддержке определённых категорий граждан, например лиц с ограниченными возможностями или специалистов конкретных профессиональных групп, либо на подборе особых категорий работников, например топ-менеджеров или персонала, оказывающего услуги по дому.
Кадровые службы предприятий самостоятельно и/или при посредстве государственной службы занятости или негосударственных рекрутинговых агентств формируют заявки на подбор персонала в соответствии с имеющимися вакансиями, проводят поиск, подбор, отбор претендентов на работу.
Службы содействия трудоустройству в вузах (центры карьеры) организуют и поддерживают взаимодействие с компаниями-работодателями, проводят карьерно-ориентированные мероприятия (ярмарки вакансий, дни карьеры, дни открытых дверей, мастер-классы, профессиональные конкурсы и т. д.), содействуют организации практик и стажировок, нацеленных на получение студентами опыта работы и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.