Индонезия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Индоне́зии. В музыкальной культуре Индонезии сосуществуют многообразные этнические традиции. Наряду с формами, возникшими под влиянием индуизма, буддизма, ислама, конфуцианства, в начале 21 в. сохраняются традиции, связанные с местными культами (например, у батаков, даяков). Характерная черта музыкальной культуры Индонезии (за исключением восточных районов страны), роднящая её с другими культурами Юго-Восточной Азии, – гонговые ансамбли, возникновение которых относится к началу нашей эры. Впервые появившись на о. Ява, они проникли на другие острова Индонезии, став основой гамелана – ансамбля и типа музицирования, универсального для индонезийской классической музыки. Одно из первых упоминаний яванского гамелана относится к 4 в., в конце 15 – 16 вв. он распространился на о. Бали, где сохранил многие специфические черты (в то время как яванская музыка значительно трансформировалась под влиянием ислама), в дальнейшем – на островах Суматра, Мадура, Калимантан и др.
Пьесы классического гамеланного репертуара основываются на сериях ритмоформул (гендинг). Развёртывание музыкальной композиции осуществляется в ладовой системе модального типа патет, которая включает в себя звукоряды пелог и слендро (последний представляет собой разновидность пентатоники). Звучание гамелана – неотъемлемая часть индуистских церемоний панчаяджня (религиозные процессии, свадебные и похоронные обряды, празднества в честь божеств, духов и демонов); гамелан в прошлом использовался во время судебных процессов, традиционно сопровождает массовые трансовые представления праджуритан (сюжет – борьба яванских родов в 15 в.), танцевальные и театральные представления ваянг: танцевально-музыкальную драму ваянг-топенг, кукольный театр ваянг-кулит, а также балийское представление тандак (повествование рассказчика сопровождается драматическим действием и музыкой), народную драму рейог (о мифическом чудовище Баронган), балийские (в стилях санг, хьянг, барис) и яванские классические танцы и др. На праздниках, конкурсах и карнавалах звучат также традиционные и популярные ансамбли бамбуковых идиофонов ангклунг. На о. Бали представления театра теней ваянг-сасак сопровождают ансамбли бамбуковых флейт, новый песенно-танцевальный жанр гандрунг (на актуальные современные темы) включает звучание ансамбля, в который наряду с идиофонами входят смычковые инструменты.
Вокальная музыка Индонезии (сольная и ансамблевая) представлена как высокими жанрами, связанными с практикой гамелана и театральными представлениями, так и традиционными и народными песнями. Эпические песни (пантун на о. Ява, кекауин на о. Бали) сюжетно связаны с индийскими эпическими сказаниями, исторические повествования имеют местное происхождение. Наиболее разнообразны вокальные формы, практикующиеся на о. Ява. На о. Сулавеси сохранились эпические повествования о местных героях, состязания поэтов-певцов, ритуальные танцы в сопровождении барабанов и гонговых ансамблей и другие местные жанры и формы. Индонезийская музыкальная традиция передаётся устным путём, однако существует несколько систем нотации. Для нотации традиционной музыки с конца 19 в. используется упрощённый метод: цифрами от 1 до 7 обозначают ступени (снизу вверх) звукоряда пелог, цифрами 1, 2, 3, 5, 6 – ступени звукоряда слендро. Цифры дополнены несколькими простыми графемами (горизонтальными надстрочными линиями, дужками и др.), указывающими ритмическую длительность. Точка над или под цифрой указывает ступень того же высотного класса октавой выше или ниже базовой.
В 20 в. музыкальная культура Индонезии претерпела ряд изменений под влиянием культуры Запада. В состав традиционных ансамблей вошли завезённые европейцами инструменты; ансамбль помпанг (в его составе – губной орган, бамбуковые флейты и барабаны) исполняет музыку в духе протестантских хоралов. Сформировалась композиторская школа (К. Симанджутак, А. Пасарибу), многие музыканты создавали новые формы, опирающиеся на традиции индонезийской музыки. В 1930-х гг. известность приобрёл певец Ху Эндже. Выступала передвижная профессиональная труппа «Батакская опера». В 1960-х гг. по инициативе Анди Нурхани Сапады были организованы ансамбли синфони качапи, сопровождавшие пение и танцы. Музыканты и хореографы A. Халилинтар Латиф, Шуамсул Куамар и Сираджуддин Д. Бантанг создали оригинальные смешанные инструментальные ансамбли. Популярные ансамбли исполняют музыку в стилях дангдут и ланггам и песни на местных языках, применяя электроакустические инструменты и электронику.
В 1912 г. в Джакарте создан симфонический оркестр (ныне Филармонический оркестр Джакарты, англ. Jakarta Philharmonic Orchestra). В 1999 г. основан Концертный оркестр Джакарты (англ. Jakarta Concert Orchestra, современное название с 2011), в репертуар которого входит как академическая музыка западноевропейских и российских композиторов, так и неакадемическая музыка различных направлений, а также произведения индонезийских композиторов. C 2013 г. в Джакарте функционирует Юношеский симфонический оркестр (англ. Trinity Youth Symphony Orchestra), в репертуаре – джаз, рок-музыка, саундтреки к кинофильмам. В 2015 г. основан Филармонический оркестр Бандунга.
Обучение музыке происходит в консерваториях (средние учебные заведения), на факультетах институтов и академий. В 1950 г. в Суракарте основана консерватория Каравитан (ныне Индонезийский институт искусств в Суракарте), в 1967 г. – Академия танца Сени Тари, в которой обучают музыке, драме, танцу и живописи (ныне в составе Индонезийского института искусств в Денпасаре). В 1958 г. как филиал консерватории Каравитан основана консерватория в Бандунге (SMK Negeri 10 Bandung, самостоятельный статус с 1963). В 2000 г. в Тангеранге создана Консерватория при Университете Пелита Харапан (Universitas Pelita Harapan Conservatory of Music), в 2008 г. – Международная музыкальная консерватория Индонезии в Джакарте (Sekolah Tinggi Internasional Konservatori Musik Indonesia). В 2002 г. основана Консерватория в Джакарте. Музыка преподаётся в Институте искусств Джакарты (Institut Kesenian Jakarta), Индонезийском инстиуте искусств (Джокьякарта; Institut Seni Indonesia), Индонезийском институте искусств Суракарты (Institut Seni Indonesia Surakarta).
Артисты Центра балийской культуры Таман-Будая (основан в 1976) участвуют в ежегодных фестивалях искусств Песта-Кесениан-Бали (основан в 1979) и в концертах для туристов. Регулярно проводятся фестивали гамеланов, в том числе с 1995 г. в Джокьякарте (англ. Yogyakarta Gamelan Festival). С 2005 г. в Джакарте проводится ежегодный Международный фестиваль джаза (англ. Jakarta International Java Jazz Festival), с 2012 г. – фестиваль рок-музыки и металла (англ. Hammersonic Festival). C 2016 г. в разных городах Индонезии проводится фестиваль оркестров и ансамблей (Indonesia Orchestra and Ensemble Festival).
Изучение традиционной музыки ведётся с начала 20 в., во 2-й половине 20 в. сделаны многочисленные аудиозаписи, значительная часть коллекций хранится в фондах организации «Индонезийское культурное наследие» (Indonesian Heritage Society) в Джакарте. С начала 20 в. гамелан привлёк внимание европейских и американских исследователей и музыкантов-практиков. Крупнейшие исследователи: Я. Кунст (Нидерланды; 1891–1960), М. Худ (США; 1918–2005), К. Макфи (Канада; 1900–1964), индонезийцы Х. Сусило (1934–2015), Сумарсам (яванский музыкант и исследователь гамелана), И Маде Бандем (балийский танцор, этномузыковед). В 1971 г. с целью сохранения национального наследия специальной комиссией в стране предложена система классификации традиционного театра, музыки и танца.
Широко известная в стране исполнительница народных и популярных песен – Титик Пуспа. К началу 21 в. возросла роль традиционной музыки в индустрии туризма и развлечений, в Индонезии и за пределами страны выступает рок-группа Kekal (1995). В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО включены бамбуковый идиофон ангклунг (2010), стихотворный жанр пантун (2020).