Илия (архиепископ Новгородский)
Илия́ (в схиме Иоанн) (ум. 7.9.1186, Новгород, ныне Великий Новгород), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1165–1186); русский святой. Происходил из боярского рода. Брат архиепископа Новгородского Гавриила (1187–1193).
Биография
До епископской хиротонии, возможно, был священником церкви Власия на Волосовой улице в Людином конце Новгорода. После смерти епископа Аркадия Илия, по всей видимости как и его предшественник, был избран на новгородскую кафедру новгородским вечем. По предположению П. П. Соколова, имена трёх новгородских архиереев, последовательно управлявших епархией после Нифонта (Аркадия, Илии и Гавриила), как кандидатов на замещение кафедры были названы Нифонтом согласно нормам византийских монастырских типиконов 12 в. Однако это предположение оказывается в противоречии с установленным археологами возрастом Гавриила (род. в конце 1140-х – начале 1150-х гг.).
Хиротонисан в Киеве 28 марта 1165 г. митрополитом Киевским Иоанном IV. Согласно Ипатьевской летописи, кандидатура Илии утверждена, по всей видимости, киевским князем Ростиславом Мстиславичем (в летописи ошибочно указан как «князь Ярослав») или, что менее вероятно, его сыном – новгородским князем Святославом Ростиславичем (княжил в Новгороде в 1158–1160, 1161–1167). На протяжении своего архиерейства выступал последовательным сторонником смоленских Ростиславичей. Архиепископ вернулся в Новгород 11 мая 1165 г.
По мнению Г. Подскальски и А. Поппэ, митрополит Иоанн IV сделал Илию «первопрестольником» (πρωτόθρονος) Киевской митрополии, т. е. викарием, вместо Белгородского епископа (Подскальски. 1996. С. 310, 458). Получил от главы Русской Церкви титул архиепископа, бывший в то время личным; повеление об этом привёз в Новгород игумен новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Дионисий [ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь»: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (НПЛ). 1950. С. 32]. В позднесредневековой русской традиции считался первым новгородским архиереем, имевшим титул архиепископа, что следует признать ошибкой (первым, по всей видимости, этот титул получил Нифонт).
Время архиерейского служения Илии на Новгородской кафедре характеризовался активным храмовым строительством. В 1170/1171 г. архиепископ Илия вместе с братом Гавриилом основал Благовещенский мужской монастырь на озере Мячино в Людином конце, в котором в 1179 г. были возведены соборный храм и надвратная Богоявленская церковь (1180–1182). В Новгородской первой летописи отмечено личное участие архиепископа в освящении церкви Бориса и Глеба в новгородском детинце, надвратной церкви Спасителя в Юрьевом монастыре (обе – в 1172/1173); в строительстве вместе с братом храма Святых отцов Никейского Собора (1182), Святого Иоанна Предтечи на Опоках (на Торговище) (заложен в 1184).
После изгнания из Новгорода князя Святослава Ростиславича и приглашения в 1168 г. князя Романа Мстиславича, бывший новгородский князь обратился за помощью в разрешении конфликта к владимирскому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, который направил на Новгород войско во главе со своим сыном Мстиславом Андреевичем. В сражении 25 февраля 1170 г. под стенами Новгорода победу одержали новгородцы («победи я князь Роман с новгородьцы силою крестьною и святою Богородицею и молитвами благовернаго владыкы Илие»: НПЛ. 1950. С. 33, 221). Впоследствии спасение города будет связано с чудом от новгородской иконы Божией Матери «Знамение»; согласно новгородскому «Слову о знамении Святыя Богородица» (памятник известен также под названием «Сказание о битве новгородцев с суздальцами»), написанному около середины 14 в., архиепископ Илия установил праздник в честь чудотворного образа [по предположению А. А. Гиппиуса, почитание иконы сложилось по крайней мере к 1192 г. (Гиппиус А. А. О происхождении новгородских кратиров и иконы «Богоматерь Знамение» // Новгородский исторический сборник. Санкт-Петербург, 2003. Вып. 9. С. 90. Примечание 41)].
Зимой 1171/1172 г. новгородцы заключили мир с Андреем Боголюбским, приняв на княжение его сына Юрия Андреевича. В 1172/1173 г. архиепископ посетил Владимир и провёл переговоры с князем Андреем Юрьевичем. По всей видимости, они были связаны с вопросом о смене посадника. Новгородцы были недовольны посадником Жирославом, пользовавшимся поддержкой владимирского князя, и попросили разрешения заменить его на Иванко Захарьинича, на что князь Андрей Боголюбский дал своё согласие. Как показал В. Л. Янин, Иванко Захарьинич и его сторонники ориентировались на смоленских Ростиславичей (Янин В. Л. Новгородские посадники. Москва, 2003. С. 149).
В борьбе суздальских князей после смерти Андрея Боголюбского (1174) симпатии архиепископа, вероятно, находились на стороне его племянников Мстислава Ростиславича Безокого и Ярополка Ростиславича. В 1177 г., после поражения в военном противостоянии с Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, Мстислав и Ярополк, согласно летописным данным, были ослеплены и вскоре получили исцеление в церкви святых Бориса и Глеба на Смядыни под Смоленском. Братья последовательно княжили в Новгороде: Мстислав Ростиславич Безокий (1177/1178–1178), Ярополк Ростиславич (1178). Скончавшийся на новгородском княжении Мстислав Безокий был удостоен (впервые после князя Владимира Ярославича), вероятно, по инициативе Илии, погребения в притворе Софийского собора.
В 1179 г. архиепископ торжественно встретил призванного на княжение в Новгороде князя Мстислава Ростиславича Храброго [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2. 1908. Стб. 607]. Возможно, именно по благословению Илии князь Мстислав Ростиславич предпринял поход «на Чюдь, на Очелу» (НПЛ. 1950. С. 36, 225) – языческое угро-финское племя – с целью освободить новгородскую землю «от поганых» (т. е. язычников) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 607–608). Мстислав Ростиславич Храбрый также был в 1180 г. похоронен в Софийском соборе.
При архиепископе Илии продолжалось ведение новгородской владычной летописи. Как показал А. А. Гиппиус, летописцем был священник Герман Воята, который во второй половине 1160-х гг. также переработал начальную часть Новгородской владычной летописи и изготовил её дополненную копию для Юрьева монастыря [Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской I летописи // Новгородский исторический сборник. Санкт-Петербург, 1997. Вып. 6. С. 3–72; Гимон Т. В. Как велась новгородская погодная летопись в XII в.? // Древнейшие государства Восточной Европы. 2003. Москва, 2005. С. 339–343)].
Способствовал становлению почитания в Новгороде своего предшественника епископа Аркадия; в частности, вероятно, в период его архиерейства Илии было составлено житие Аркадия.
Ряд исследователей (И. А. Шляпкин, Г. Лудат, А. В. Назаренко: Шляпкин И. А. Русский крест XII в. в Гильдесгейме // Вестник археологии и истории. 1914. Вып. 22. С. 36–45; Ludat H. Das «Jerusalemer Kreuz» Im Hildesheimer Domschatz – ein russisches Reliquiar // Archiv für Kulturgeschichte. 1956. Bd. 38, № 1. S. 63–91; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Москва, 2001. С. 634–635; Назаренко А. В. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»? // Православный паломник. 2003. № 6. С. 54–58) связывают с именем Илии хранящийся в городе Хильдесхайм «Гильдесгеймский (Хильдесхаймский) крест», называемый также Иерусалимским. Он представляет собой крест-мощевик (энколпион) размером 10,5×10 см, датируемый второй половиной 12 – началом 13 вв. При этом в искусствоведческих работах он в ряде случаев датируется временем не ранее конца 13 в. (например: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Москва, 1996. С. 87–88, 195–201. Каталог № 32), что противоречит его отнесению ко времени Илии.
По мнению Б. Н. Флори, 1176–1189 гг. датируется древнейшая часть Устава князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных (Флоря. 1999. 83–96). Эта датировка с некоторыми уточнениями была поддержана А. А. Гиппиусом (Гиппиус А. А. К изучению Церковного устава Всеволода // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Великий Новгород, 2003. Вып. 17. С. 163–173). Если эта датировка верна, то скорее всего, он не мог быть создан без прямого участия архиепископа. Устав регулирует отношения княжеской власти с новгородской епископской кафедрой и объединениями горожан – «Иванским сто» и сотнями в лице сотских: «А дом Святей Софии владыкам строити с сочьскыми, а старостам и торговьцам, докладываа владыкы, или кто будет нашего рода князе, и Новагорода, строить дом святого Ивана» (Древнерусские княжеские уставы, XI–XV вв. Москва, 1976. С. 155). Данное положение Устава, вероятно, связано с избранием Новгородских архиереев на вече и с ослаблением власти князя как главного покровителя Церкви, наряду с ним право опеки над епископской кафедрой приобретали сотские, представлявшие торгово-ремесленное население Новгорода.
Илия отождествляется с одноимённым собеседником архиепископа Нифонта, упомянутом в тексте «Вопрошания» иеромонаха Кирика Новгородца, где вопросы Илии составляют третий раздел. Вопросы Илии связаны с проблемами, возникающими в повседневной пастырской практике и касаются причащения, крещения, исповеди, наложения епитимии за убийство, различных аспектов семейной жизни, магических обрядов и др.
От имени Илии и белгородского епископа (вероятно Максима) составлено канонические сочинение, посвящённое разбору спорных ситуаций из литургической практики (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1908. Стб. 75–78. № 4). Оба сочинения были включены в новгородскую Синодальную (Климентовскую) Кормчую русской редакции 1282 г. (Государственный исторический музей. Синодальное собрание. № 132).
А. С. Павлов атрибутировал Илие анонимное Поучение епископа Новгородского, обращённое к духовенству (датировал 1166). Оно содержит введение и 31 статью, посвящено необходимости искоренения в среде духовенства пьянства, ростовщичества, невежественности и т. д., также в нём затрагиваются различные сложные вопросы пастырской практики, в т. ч. связанные с языческими пережитками в народной среде.
Перед смертью принял великую схиму с именем Иоанн (Государственный исторический музей. Синодальное собрание. № 330. Л. 281об.; эта запись опубликована: ПСРЛ. Т. 3. 2000. С. 563. № 2). В. Л. Янин предположил, что Иоанн было мирским именем архиерея, с этим же именем он принял постриг в великую схиму (Янин В. Л. Печать Новгородского епископа Иоанна Попьяна (1110–1130 гг.) // Вспомогательные исторические дисциплины. Ленинград, 1978. Т. 9. С. 50–51). По мнению Б. А. и Ф. Б. Успенских, Илия был поставлен в архиереи из белых священников, приняв перед этим малый иноческий образ с именем Иоанн, которое сохранил и с принятием великой схимы перед кончиной [Успенский Б. А. Иноческие имена на Руси / Б. А. Успенский, Ф. Б. Успенский. Москва, 2017. С. 68–71, 106 (примеч. 12)]. Эта версия, однако, противоречит как прямому смыслу записи в рукописи ГИМ. № 330 о принятии имени Иоанн в самом конце жизни, так и тому, что новгородские владычные летописцы всегда именовали этого архиепископа во время его архиерейства только Илией. Как полагает А. Е. Мусин, Илия постригся при избрании в епископы в рясофор (малую схиму) без смены имени, а Иоанном стал именоваться после принятия великой схимы (Мусин А. Е. Древнерусское общество, епископат и каноническое право в XII–XIV вв. // Miscellanea Slavica. Москва, 2008. С. 354).
Сохранилось несколько типов владычных печатей архиепископа Илии. Первая печать датируется 1165 г. и имеет надпись: «ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)» (на другой стороне – образ Богоматери «Знамение» в полный рост; см.: Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 1. Москва, 1970. № 57). Вторая печать, большая по размеру, содержит надпись: «ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ» (на обороте – поясной образ Богоматери «Оранта»; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 1. № 58). Начиная с Илии, на печатях новгородских архиереев появляются надписи не на греческом, а на церковнославянском языке.
Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.
Канонизация и житие
В 1439 г. признан местночтимым святым архиепископом Новгородским Евфимием II. Общецерковное почитание установлено на Соборе в феврале 1547 г. Дни памяти: 7 сентября (ст. ст.), в соборах Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).
Одним из самых заметных памятников новгородской литературы является житие Иоанна (в агиографии Илия фигурирует под этим именем). Сохранилось в нескольких редакциях. Первоначальная редакция (по мнению Л. А. Дмитриева, составлена до середины 14 в., вошла в том числе в «Великие Минеи четьи» митрополита Макария). Основная редакция Жития, вероятно, была составлена в конце 1470-х – начале 1480-х гг. (В. О. Ключевский) либо, по другой версии, в 1471–1472 гг. (Л. А. Дмитриев).