Гольц Григорий Абрамович
Гольц Григо́рий Абра́мович (1.9.1933, Москва – 22.1.2009, там же), советский и российский учёный междисциплинарного профиля, специалист по проблемам взаимодействия расселения и транспорта. Доктор географических наук (1986).
Отец, Абрам Григорьевич Гольц, погиб на фронте в 1941 г. После окончания средней школы в 1951 г. Гольц поступил на автотранспортный факультет Московского инженерно-экономического института (ныне Государственный университет управления), закончил его в 1956 г. по специальности «инженер-экономист». После окончания института работал мастером в тресте «Шахтспецстрой», инженером в бюро технической помощи «Оргавтотранс», с 1959 г. – инженером, руководителем бригады, главным специалистом в мастерской генеральных планов проектного института «Мособлпроект», с 1966 г. – старшим научным сотрудником в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, в 1975–1989 гг. – старшим, а затем ведущим научным сотрудником в Институте географии АН СССР (с 1991 РАН), с 1989 г. и до конца жизни – заведующим лабораторией, а затем главным научным сотрудником в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, где рассчитывал с использованием методов математической статистики многовариантные прогнозы развития изучаемых им социально-экономических процессов и явлений. В 1992–1994 гг. был главным научным сотрудником ЦНИИП градостроительства, в 1992–1998 гг. – ведущим научным сотрудником, заведующим лабораторией, главным научным сотрудником НИИ статистики Центрального статистического управления РФ (по совместительству).
В 1965 г. защитил в Академии коммунального хозяйства диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук «Исследование транспортных закономерностей расселения (на примере Московской агломерации)», в которой выявил закономерности маятниковых миграций этой агломерации; обнаружил, что размер городской агломерации прямо связан со средними временными затратами на поездки трудовых мигрантов в Москву из Московской области, т. е. с транспортными ограничениями. Диссертация была высоко оценена Ю. Г. Саушкиным и многими отечественными экономикогеографами того времени. В своей первой книге «Исследование закономерностей развития сети местных автомобильных дорог» (1971) Гольц выявил статистические взаимосвязи между протяжённостью сетей автодорог стран мира и уровнем их социально-экономического развития, обнаружив сильное влияние скорости сообщения на размеры транспортных систем, а также тесную взаимосвязь между расстоянием и транспортом. В 1975 г. Г. М. Лаппо пригласил Гольца на работу в Институт географии, где он проводил изучение взаимодействия транспорта с расселением, результаты которого представлены в монографии «Транспорт и расселение» (1981). Анализируя особенности этого взаимодействия на разных территориальных уровнях (большой город, городская агломерация, регион, макрорегион, страна) в 1-й половине 1980-х гг., он обнаружил феномен пространственной самоорганизации общества: люди не могут перемещаться в пространстве больше некоего биологически определённого лимита времени, поэтому расселяются исходя из этих временных ограничений; чем больше скорость транспортного сообщения, тем значительнее по своим пространственным размерам системы расселения (городские, агломерационные, региональные, страновые). Эти лимиты времени он назвал константами пространственной самоорганизации населения (полчаса, час и т. д.). По материалам этого исследования в 1986 г. Гольц защитил в Институте географии диссертацию «Теоретические основы взаимосвязанного развития транспорта и расселения» и получил учёную степень доктора географических наук.
Будучи по образованию инженером-экономистом в области транспорта, Гольц обладал очень широким мировоззрением. Он постоянно посещал философские, теоретико-методологические семинары и конференции; участвовал в работе многочисленных научных конференций и семинаров по экономике, транспорту, социологии, демографии, социально-экономической географии, градостроительству. Кроме анализа взаимосвязей социально-экономических явлений, используя теорию вероятностей и методы математической статистики, он исследовал динамику этих связей не за последние 30–50, а за 150–300 лет. Так как статистические данные за такой большой временной ряд были недоступны, он косвенным образом реконструировал изучаемые им параметры и всегда находил жёсткую, точно определённую, математико-статистически подтверждённую динамическую связь между анализируемыми явлениями. В течение жизни Гольц составил большую картотеку (несколько десятков ящиков) интересующих его статей и книг по разным темам, позволявшую ему давать обширные и глубокие по содержанию обзоры научной литературы почти по любой проблеме, за изучение которой он брался. Главными его научными достижениями являются предложенный им принцип пространственной самоорганизации населения, а также коэффициент транспортной обеспеченности; выявленный им пространственно-временной изоморфизм территориальной организации общества; обнаружение связи между социальной напряжённостью и социально-информационным обеспечением; разработка метода высокоточного моделирования социально-экономических процессов.
С 1997 г. Гольц преподавал в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» (ныне Государственный университет «Дубна») стратегическое планирование и прогнозирование; экономику природопользования; экономическую географию, с 2000 г. читал курс по экономике и прогнозированию транспорта в Московском физико-техническом институте. Им были прочитаны курсы лекций в Академии социальных наук (Пекин, 1990; курс «Принципы и методы прогнозирования транспортных систем»), в Парижском университете (1992; «Урбанизация и планировка городов»), в Портлендском университете (Орегон, 1994; «Моделирование и развитие городов»).
Гольц принимал участие во многих международных научных мероприятиях: в Международном географическом конгрессе в Москве (1976; с двумя докладами), в советско-американских семинарах по урбанизации (Москва,1975 и 1983) и др.
Автор 5 книг и более 140 научных статей.