Чероне Пьетро
Черо́не Пье́тро (итал. Pietro Cerone; Педро Сероне, исп. Pedro Cerone) (около 1566, Бергамо – май 1625, Неаполь), итальянский теоретик музыки. Работал в Испании и Италии.
Первоначальное музыкальное образование получил в Бергамо. Служил певчим в церквах Абруццо (около 1584) и Ористано (Сардиния; около 1590). В 1592 г. уехал в Испанию, в 1593 г. в Мадриде был рукоположен в священники, с того же года служил певчим в королевской капелле Филиппа II и (позже) Филиппа III. В 1603 г. вернулся в Италию, служил и преподавал (с 1609) пение в неаполитанской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (Сантиссима-Аннунциата). С 1610 г. до конца дней – певчий в неаполитанской капелле испанского вице-короля.
В 1609 г. в Неаполе Чероне опубликовал учебник (на итальянском языке) «Самые необходимые правила для начального изучения плавного распева» («Le regole più necessarie per l'introduttione del canto fermo»), а в 1613 г. там же – свой главный труд (на испанском языке) «Композитор и наставник: трактат о теоретической и практической музыке» («El melopeo y maestro: tractado de música theorica y pratica») – один из самых объёмных во всей истории музыки (849 глав, 1160 страниц).
По своим взглядам, отражённым в трактате «Композитор и наставник», Чероне – откровенный консерватор. Его основные авторитеты в музыке – Жоскен Депре, Ч. де Роре, О. ди Лассо и прежде всего Дж. П. да Палестрина; в теории музыки – Дж. Царлино. Итальянский полифонический «авангард» (например, хорошо известный в то время в Неаполе К. Джезуальдо) в обширном труде не нашёл никакого отражения, не говоря уже о новейшей гомофонной музыке флорентийцев. Несмотря на многие фактологические неточности и компилятивный подход, трактат представляет ценность для историков музыки. Так, Чероне нелицеприятно описывает современную ему организацию музыкальной жизни при испанских дворах, сравнивает в целом испанскую и итальянскую практики (в том числе и музыкального образования) и буквально во всём отдаёт приоритет Италии.
Теоретические разделы трактата в совокупности представляют собой энциклопедический обзор разных, хотя и устаревших на момент публикации, техник композиции. Так, Чероне описывает (в виде свода чётких правил) музыкальную обработку псалмовых текстов в технике фобурдона. В подробностях (с приведением забавных иллюстраций и традиционных «загадочных» инструкций на латинском языке, с расшифровками) показана техника канона.
Наиболее ценно систематическое изложение техники мессы-пародии. Значимы также некоторые наблюдения над музыкальными инструментами; например, представляя лиру да браччо (последнее для эпохи Ренессанса письменное свидетельство об этом инструменте), автор обсуждает её строй и технику исполнения.