Гюндероде Каролина фон
Гю́ндероде Кароли́на фон, Каролина Фридерика Луиза Максимилиана фон Гюндероде (Karoline Friederike Louise Maximiliane von Günderrode; псевдонимы – Тиан (Tian), Ион (Ion) (11.2.1780, Карлсруэ – 26.7.1806, Винкель, ныне Эстрих-Винкель, земля Гессен), немецкая писательница, драматург.
Дочь Гектора Вильгельма фон Гюндероде (1755–1786), правительственного советника и писателя. В 1786 г., после его смерти, вместе с матерью и остальными членами семьи переехала в г. Ханау (ныне Ханау-ам-Майн). Получила домашнее образование. В мае 1797 г. поступила в пансион при евангелическом благотворительном фонде во Франкфурте-на-Майне. В юности изучала историю, литературу, философию, мифологию, проявила интерес к географии, истории религии, латинскому языку.
В 1799 г. в имении друзей в Ленгфельде (земля Тюрингия) познакомилась со студентом-юристом Ф. К. фон Савиньи (в дальнейшем у них сложились романтические отношения, которые к браку, однако, не привели). С 1804 г. состояла в любовной связи с Георгом Фридрихом Крейцером (1771–1858), профессором классической филологии, женатым на Элеоноре Софии Мюллер (1757–1831; вдова лужицкого естествоиспытателя Натаниэля Готфрида Леске, 1751–1786).
Ранние поэтические опыты фон Гюндероде, отражающие влияние эстетики романтизма, датируются концом 1790-х гг. Основная тематика её произведений связана с драматическим столкновением противоположных начал: жизнь – смерть, верность – предательство, воля – зависимость и др. В стихотворении «Бонапарт в Египте» («Buonaparte in Egypten», создано в 1799/1800) Наполеон I предстаёт жестоким завоевателем и одновременно спасителем, несущим надежду на «прекрасное утро свободы» (Günderrode K. von. Gedichte. Berlin, 2015. S. 252).
Большое влияние на становление фон Гюндероде как поэтессы оказали «Поэмы Оссиана» Дж. Макферсона. В письме от 29 августа 1801 г. она так описывала свои устремления и чувства, навеянные чтением оссиановской поэмы «Дартула»: «...прежнее желание умереть героической смертью охватило меня с необычайной силой... <...> Меня влечёт лишь необузданное, великое, великолепное» (Frauenbriefe der Romantik. Frankfurt am Main, 1982. S. 33). В «Поэмах Оссиана» фон Гюндероде особенно привлекали образы сильных и отважных героинь – дев-воительниц. В её драматической поэме «Дартула, по мотивам Оссиана» («Darthula nach Ossian», создана в 1801/1802) нашёл отражение важный для европейской культуры рубежа 18–19 вв. мотив свержения тирана женщиной (как в случае с Шарлоттой Корде, убийцей Ж. П. Марата). В краткой прозаической драме «Мора» («Mora», 1804) героиня погибает в поединке, пытаясь спасти короля, своего возлюбленного.
В 1801 г. писательница познакомилась с Б. Брентано (в замужестве фон Арним), сестрой К. Брентано, ставшей впоследствии её подругой. В апреле 1804 г. фон Савиньи сочетался браком с сестрой Б. и К. Брентано, Кунигундой Брентано (1780–1863), и фон Гюндероде послала ему прощальный сонет «Поцелуй во сне» («Der Kuss im Traum»), в котором воспевается вдохновляющая сила любви; приснившийся лирической героине поцелуй лишил её покоя, т. к. напомнил о прежних чувствах, и в то же время пробудил в ней стремление к жизни:
Твой поцелуй меня заставил жить.
Теперь тоска из сердца не сочится.
И в сумерки хочу я облачиться,
Чтоб вновь блаженство я могла испить.
Поможет сон забыться, воскрылить.
Живу, чтобы увидеть – что приснится?
Могу я всем на свете поступиться,
Чтоб сладость ночи бесконечно длить.
Никчемен день, немилосерден, жаден.
Он светом мне глаза пронзает, колет,
Пустою красотой блистанья ранит.
Он мне в своем сиянье непригляден.
А ночь – добра. Все разрешит, позволит.
И стихнет боль, и горечь в Лету канет.
В 1804 г. при содействии ботаника Кристиана Неса фон Эзенбека (1776–1858), который редактировал тексты фон Гюндероде и вёл переговоры с издательством, под псевдонимом Тиан (предположительно от кит. 天 – небо, день, высшая сущность) опубликовала свою первую книгу – «Стихи и фантазии» («Gedichte und Phantasien»); она состоит из стихотворений и прозаических фрагментов разной тематики: от античной мифологии и древнескандинавского фольклора до истории стран Востока.
Второй сборник фон Гюндероде – «Поэтические фрагменты» («Poetische Fragmente»), вышедший в 1805 г., включает произведения в стихах и прозе на любовные, преимущественно трагические сюжеты. В частности, в него вошли два стихотворения под общим заголовком «Странники» («Die Pilger») на темы одиночества и внутреннего конфликта. В 1-м произведении герой ищет успокоения души и исцеления разбитого сердца в странствии, расставании со всем, что ему дорого и знакомо; во 2-м – странник отправляется в путь ради самого путешествия, освобождающего его от пут повседневной жизни. Баллада «Пьедро» («Piedro») о внезапно вспыхнувших чувствах заглавного героя к поверженному врагу отражает характерные для творчества фон Гюндероде мотивы тоски и смерти. В драме для чтения «Хильдгунда» («Hildgund») представлен образ сильной героини, дочери короля вестготов, которая жертвует личной свободой ради своего народа и намеревается уничтожить тирана – Аттилу.
В 1805 г. в журнале Studien («Штудии»), издававшемся Крейцером, вышли драмы «Удола» («Udohla») и «Магия и судьба» («Magie und Schicksal»), действие в которых происходит на условном Востоке. В литературном журнале «Записная книжка на 1806 год» («Taschenbuch für das Jahr 1806») вышла в свет драма «Никатор: драматический набросок в трёх актах» («Nikator: Eine dramatische Skizze in drei Akten», 1805), где место воинственной героини занял традиционный образ зависимой женщины, а право распоряжаться своей судьбой принадлежит мужчинам.
В июле 1806 г., получив известие о намерении Крейцера окончательно расстаться с ней, фон Гюндероде, гостившая на тот момент у друзей в Винкеле, отправилась в одиночестве на вечернюю прогулку и заколола себя кинжалом на берегу реки. После смерти писательницы Крейцер воспрепятствовал публикации её третьего сборника стихов и прозы «Мелета» («Melete»; назван в честь музы размышлений; издан полностью в 1906), т. к. опасался, что история их взаимоотношений, художественно переосмысленная в книге, станет достоянием общественности.
Жизни писательницы посвящены романы «Гюндероде» («Die Günderode», 1840) Б. фон Арним, «Нет места. Нигде» («Kein Ort. Nirgends», 1979; о вымышленной встрече К. фон Гюндероде с Г. фон Клейстом, который, как и она, покончил с собой) К. Вольф и другие произведения.