Проекция (в психологии)
Прое́кция (англ. projection), психологический защитный механизм личности, проявляющийся в приписывании другим людям собственных нежелательных черт, чувств, желаний, намерений, что помогает не распознавать эти черты, чувства и желания в самом себе.
В работе «Влечения и их судьба» (1915) З. Фрейд дал общее определение, согласно которому проекция проявляется, когда Я изгоняет внутри себя всё, что доставляет неудовольствие, и помещает во внешний мир, приписывая другим людям, то, что ранее было частью Я (Фрейд. 1998). А. Фрейд включила проекцию в перечень основных защитных механизмов (1936), отмечая, что проекция формируется уже после дифференциации Я и внешнего мира, но препятствует рефлексии собственных импульсов (Фрейд. 1999). Она естественна для раннего детского возраста, а в дальнейшем может затруднять отношения с другими, если им приписываются враждебные чувства, но облегчать при проекции дружелюбных намерений.
По классификации Дж. Вайлланта проекцию относят к незрелым защитам, т. к. она предполагает отрицание части собственной внутренней реальности и перенос внутриличностного конфликта во внешний план (Vaillant. 1994). В результате человек, не желающий признавать собственную лень или агрессию, возмущается ленью или агрессией окружающих. Свойственна в качестве базовой защиты подросткам, лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами, и людям с параноидальными расстройствами. Устойчива к вербальной интерпретации.
Использование проекции (наряду с отрицанием) связано, как показывают результаты нейропатологических исследований, с нарушением границ Я (отсутствие различия между собой и внешним миром) в результате дефицита в правой префронтальной коре (Feinberg. 2011). Однако проекция когнитивно сложнее, чем отрицание, т. к. включает в себя возможность обнаружения нежелательного содержания и приписывания его другим, а не просто игнорирование.
Предполагается, что проекция формируется на базе проективной идентификации и требует достижения такого уровня развития, при котором чёткая дифференциация между репрезентациями себя и объекта, а также между собой и внешним объектом сочетается с сохранением интегрированности Я при противоречивых эмоциональных обстоятельствах. Это подразумевает способность терпеть амбивалентность. Проекцию можно рассматривать как «более здоровый», более адаптивный результат проективной идентификации, по крайней мере на ранних стадиях интеграции Я-концепции и консолидации репрессивных барьеров, но из-за предполагаемого ею искажения внешней реальности проекция снижает адекватность восприятия реальности и адаптацию к ней (Kernberg. 2018).
Проекция не зависит от наличия реальной черты, о которой человек может знать или не знать; важнее то, что человек желает оставаться в неведении о возможности обладания такой чертой.
Выделяют две формы проекции: классическую, описанную З. Фрейдом, при которой отсутствует осознание характеристики, проецируемой вовне, и атрибутивную, предполагающую возможность осознания тех качеств, которые приписываются другим.
При классической проекции нежелательные характеристики приписываются неприятным людям (людям, к которым субъект относится плохо). Она лежит в основе предрассудков и авторитарной агрессии и направлена на враждебные группы или отдельных людей как средство дистанцировать нежелательные характеристики от себя.
При атрибутивной проекции собственные нежелательные качества приписываются тем, к кому субъект относится хорошо, что позволяет снизить тревожность по поводу этих качеств, т. к. они присущи и хорошим людям. Атрибутивная проекция связана со способностью признавать в себе негативные черты и воспринимать себя как похожего на других людей, и потому она представляется снижающей тревогу и повышающей адаптацию. Но т. к. при атрибутивной проекции негативные черты не вытесняются, то её нельзя признать защитным механизмом в строгом смысле слова, скорее её можно рассматривать как проявление эффекта ложного согласия – склонности приписывать другим свои качества, убеждения, оценки реальности (Ross. 1976).
Классическая проекция более патологична, т. к. не предполагает возможности человека принимать неприятные знания о самом себе и воспринимать общность с теми, кто оценивается как «иные». Согласно экспериментальным данным (Newman. 1997; Sherwood. 1981), осознанные попытки подавить мысли об определённой черте повышают её когнитивную доступность и вероятность использования при интерпретации информации о других людях. С этой точки зрения, проецирование черты на других людей является побочным продуктом защитной стратегии, а не её центральным элементом .
Вытеснение как основа проекции определяет выраженность этой защиты у людей с высокой социальной желательностью и низкой рефлексией переживаемого стресса. Они, как правило, отрицают наличие у себя тех личностных характеристик, которые отмечают у них окружающие. Но именно эти негативные черты люди, склонные к вытеснению, приписывают окружающим (Baumeister. 1998).