Герман-Нейсе Макс
Ге́рман-Не́йсе Макс (Макс Герман-Найсе; Max Herrmann-Neiβe; настоящая фамилия Герман, Herrmann) (23.5.1886, Нейсе, Силезия, ныне Ныса, Польша – 8.4.1941, Лондон), немецкий писатель, журналист.
Сын трактирщика. Учился в народной школе, в 1905 г. окончил гимназию. Со школьных лет писал стихи, увлекался театром. В 1905–1909 гг. изучал литературу и историю искусств в университетах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Мюнхена (1906). Во времена студенчества вошёл в театральные круги, был завсегдатаем кабаре и камерных театров. Не завершив учёбы, вернулся в Нейсе, жил писательским трудом. С 1909 г. (по другим данным, с 1910 или 1911) театральный критик в Neisser Tageblatt («Ежедневная газета Нейсе»), рецензент в Breslauer Zeitung («Бреславская газета»). Печатался в берлинских журналах: с 1911 г. – в Die Aktion, с 1912 г. – в Pan. Выступал с чтением своих стихотворений на литературных вечерах в Берлине. Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. занял пацифистскую позицию. Публиковал стихотворения в экспрессионистских журналах антивоенной направленности Zeit-Echo («Эхо времени»), Der Mistral («Мистраль»).
В 1917 г., после смерти отца и самоубийства матери, писатель переехал в Берлин, где приобрёл известность своим литературным творчеством и участием в артистической жизни города. Прибавил к своей фамилии псевдоним Нейсе в память о родном городе и во избежание путаницы с берлинским театроведом М. Германом. Редактор в S. Fischer Verlag; публиковал театральные и литературные рецензии в Berliner Tageblatt, Die literarische Welt, в газетах Berliner Börsen-Courier («Берлинский биржевой курьер»), Prager Presse («Пражская пресса») и др. Писал куплеты для кабаре «Шум и дым» («Schall und Rauch»), «Реторта» («Retorte»), выступал с собственной программой в кабаре «Дикая сцена» («Wilde Bühne»).
В круг ближайшего общения Германа-Нейсе входили художники Г. Гросс, Л. Мейднер, театральные критики А. Польгар, А. Керр, поэты кабаре Иоахим Рингельнац, В. Меринг, издатель Ф. Пфемферт. Писатель снялся в эпизодических ролях в фильмах немецкого режиссёра К. Мартина «С утра до полуночи» («Von morgens bis mitternachts», 1920) и «Жемчужина Востока» («Die Perle des Orients», 1921). Художников и режиссёра привлекала необычная внешность Германа-Нейсе, страдавшего гипосомией (карликовостью).
В начале марта 1933 г. эмигрировал в Лондон. В том же году вместе с Э. Толлером, Л. Фейхтвангером и Р. Ольденом организовал ПЕН-центр немецкоязычных писателей-эмигрантов. В 1938 г. Германа-Нейсе лишили немецкого гражданства, в нацистской Германии его произведения были запрещены. В эмиграции жил уединённо, продолжал много писать.
Поэзия
Творчество Германа-Нейсе носит самобытный характер; оно складывалось в противоречиях, свойственных писателю: вращение среди берлинской богемы и тяга к родному окраинному городу; шумная артистическая жизнь и затаённая меланхолия, одиночество, связанные с недугом. Сблизившись в послевоенные годы с социалистическими и анархистскими кругами (в основном благодаря Ф. Юнгу, с которым писатель был знаком с отрочества), Герман-Нейсе обратился к политическим вопросам, при этом центральными в его творчестве оставались автобиографические мотивы, личные переживания общественных событий.
В юности испытал сильное влияние лирики Г. Гейне, Й. фон Эйхендорфа и Р. М. Рильке. Первый поэтический сборник «Маленькая жизнь» («Ein kleines Leben», 1906), большинство стихотворений которого предварено эпиграфами из Гейне, пронизан горестными мотивами одиночества («Калека», «Der Krüppel»), стремлением к смерти как к утешению («Теперь бы я хотел лишь умереть», «Jetzt möcht ich nur noch sterben»), тоской по любви («Долороза», «Dolorosa»). Для раннего творчества характерны религиозные мотивы и образы, отличающиеся эстетизмом и декоративностью югендстиля (сборник сонетов «Книга Франциска», «Das Buch Franziskus», 1911). Осведомлённость о театральной жизни Берлина и немецкого театра в целом заметна в сатирическом сборнике сонетов «Портреты провинциального театра» («Porträte des Provinztheater», 1913), где пародийно представлены сценические типажи героя, комика, директора театра, критика и др.
Сборник «Она и город» («Sie und die Stadt», 1914) отличается разнообразием поэтических жанров (терцины, сонеты) и состоит из трёх циклов, посвящённых воспеванию возлюбленной, образу родного города, искушениям поэтического творчества. В книге нашли отклики экспрессионистские метафоры (образ урагана, срывающего крыши с домов и несущего хаос), однако иронический тон многих стихотворений не позволяет отнести творчество поэта к экспрессионистской лирике. В поэтическом сборнике «Мятеж. Благоговение. Вечность» («Empörung. Andacht. Ewigkeit», 1918), опубликованном в экспрессионистской серии «Судный день» («Der jüngste Tag») издательства К. Вольфа, заметны бунтарские мотивы. Близок к экспрессионизму и сборник «Изгнание» («Verbannung», 1919; с иллюстрациями А. Кубина), в основе которого – мотивы одиночества, печали, разочарования, смерти.
В бурлескной комедии «Йозеф Победитель» («Joseph der Sieger», написана в 1914, опубликована в 1919, в том же году поставлена на сцене Малого театра в Берлине под названием «Альбина и Ауюст, или Радуйтесь жизни», «Albine und Aujust oder Freut euch des Lebens») описал судьбу цирковых артистов, которые после бегства из цирка попадают в курьёзные и гротескно-комические ситуации в среде литературной и театральной богемы.
В начале 1920-х гг. публиковал статьи и рецензии, посвящённые писателям-экспрессионистам: Ф. Верфелю, П. Корнфельду (1889–1942), Я. ван Годдису (1887–1942), Л. Рубинеру (1881–1920).
В поэтических сборниках 1920-х гг. экспрессионистская тональность вытесняется элегическими и меланхолическими настроениями, преобладает ностальгическая тематика: «Под звездой страдания» («Im Stern des Schmerzes», 1924), «Одинокий голос» («Einsame Stimme», Премия Герхарта Гауптмана; всё – 1927), «Прощание» («Abschied», 1928). В 1930-е гг. эти черты стали неизменным лейтмотивом поэзии Германа-Нейсе. Последний прижизненный сборник стихотворений «Вокруг нас чужбина» («Um uns die Fremde», опубликован в 1936 в Цюрихе; предисловие Т. Манна) пронизывают ностальгические воспоминания, тоска по Берлину, осознание невозможности возврата к прошлому и понимание катастрофических последствий прихода нацистов к власти (стихотворение «Апокалипсис 1933 года», «Apokalypse 1933»). В Лондоне посмертно изданы сборники поэтического наследия «Последние стихотворения» («Letzte Gedichte», 1941) и «Со мной моя песня» («Mir bleibt mein Lied», 1942).
Проза
В первом прозаическом произведении – автобиографическом романе «Кайетан Шальтерман» («Cajetan Schaltermann», написан в 1914, опубликован в 1920) – описал жизнь заглавного героя, годы учёбы в Нейсе и Бреславле, кабаре, пивные, кафе, студенческое братство.
Роман «Беглец» («Der Flüchtling», 1920) повествует о поиске героем своего предназначения и смысла жизни, поднимает тему истинного и ложного спасителя человечества, распространённую в литературе немецкого экспрессионизма.
В сборник новелл «Беспомощные глаза» («Hilflose Augen», 1920) вошли произведения, написанные в 1914–1916 гг. в экспрессионистской манере: апокалиптические образы, видения Рая, тема бегства из отчего дома, конфликт поколений, события, происходящие на грани сна и яви.
В прозе начала 1920-х гг. обратился к осмыслению немецкой истории первых десятилетий 20 в., показал повседневную жизнь людей разных социальных кругов. В наиболее известной новелле сборника «Встреча» («Die Begegnung», написан в 1922, опубликован в 1925) представил историю семьи рабочих, сторонников социал-демократической партии, пассивно воспринимающих исторические события (Первую мировую войну, Ноябрьскую революцию 1918) и неспособных преодолеть страх и занять активную жизненную позицию («Клинкерты», «Die Klinkerts»).