География образования
Геогра́фия образова́ния, направление в социально-экономической географии, предметом исследования которого является территориальная структура и территориальная организация общего и профессионального (высшего, среднего, начального) образования.
Становление географии образования как нового направления в социально-экономической географии связано с развитием в 1960–1970-е гг. географии «вширь», с её дифференциацией и социологизацией. Поэтому первоначально география образования сформировалась в составе географии сферы обслуживания.
Основная задача географии образования состоит в изучении взаимовлияния территориальной структуры образования (общего и профессионального) и территориальной организации общества, изучении места образования в региональном развитии. География образования не ограничивается изучением «анатомии» образовательного пространства. Большое значение имеет анализ «физиологии» образовательного пространства, включая учебные миграции, пространственные связи между центрами производства знаний и центрами их потребления, финансовые потоки и прочее. Также к задачам географии образования относится разработка региональной политики в сфере образования.
Являясь частью социально-экономической географии, география образования тесно взаимодействует с такими областями знания, как экономика образования, педагогика, эдукология, социология образования и др.
Понятие «география профессионального образования» шире понятия «география подготовки кадров», поскольку профессиональные учебные заведения, помимо образовательной, активно выполняют научную, консалтинговую, спортивную, производственную, культурную и ряд иных функций.
В арсенале географии образования имеются различные общенаучные и специальные методы исследования: анализа и синтеза, типологический, статистический, картографический, сравнительно-географический и др. При изучении пространственного поведения населения широко используются методы социологических исследований.
Несмотря на разработку ряда теоретических и прикладных аспектов территориальной организации учебных заведений, вплоть до 2-й половины 20 в. география образования как самостоятельное направление в мировой и отечественной географии отсутствовала. Так, например, А. Гетнер в своём классическом труде «География: её история, сущность и методы» (1927) отмечал, что по отношению к образованию география ещё не выработала достаточно твёрдой позиции.
География образования в качестве самостоятельного подраздела социальной географии впервые сформировалась в Германии и Австрии 1960–1970 гг. Первыми фундаментальными публикациями по географии образования стали вышедшие в 1965 и 1968 гг. работы профессора Франкфуртского университета Р. Гейпеля (1929–2017). В них, помимо вопросов размещения учебных заведений, рассматривались и пространственные процессы, обусловленные подобным размещением, например миграция на учёбу, вопросы пространственной доступности центров образования и др.
Важным событием для становления географии образования как самостоятельного направления стал выход в 1998 г. фундаментальной монографии профессора Гейдельбергского университета П. Мойсбургера (1942–2017). С 2006 г. в издательстве Springer по его инициативе выходит серия «Knowledge and Space». В 2015 г. в рамках данной серии опубликована значимая коллективная монография «Geographies of Knowledge and Power», в которой основное внимание уделяется отношениям между знанием, властью и пространством. В 2018 г. вышла коллективная монография «Geographies of the University», в которой анализируется роль университетов как ключевых игроков в современной глобальной экономике знаний. Университеты рассматриваются как центры исследований, обучения и экспертизы, оказывающие значительное экономическое, социальное и культурное влияние на разном территориальном уровне – от локального до глобального.
В отечественной географии до середины 1960-х гг. практически отсутствовали значимые труды, объектом которых выступала система образования. Тем не менее целый ряд общих и прикладных аспектов этого направления разрабатывался при решении практических задач формирования сети образовательных учреждений России.
Решение об открытии любого учебного заведения всегда адресно. Поэтому первые шаги по изучению размещения образовательных учреждений, включая высшие учебные заведения, в России были предприняты ещё в 18 в. Их авторами были немецкий учёный Г. В. Лейбниц, профессор Московского университета Ф. Г. Дильтей (1723–1781), один из основателей Вольного экономического общества Т. И. Клингштет (1710–1786) и др. В начале 19 в. в России с целью проведения эффективной региональной политики в сфере образования образованы учебные округа. В это время появились и планы развития в России сети высших учебных заведений, авторами которых выступали известный общественный деятель Ф. И. Янкович де Мириево, секретарь Петербургской академии наук Н. И. Фусс, академик Н. Я. Озерецковский и др. Например, по плану Фусса в начале 19 в. предлагалось открытие университетов в городах Вильно (ныне Вильнюс), Дерпт (ныне Тарту), Киев, Казань, Харьков, Тобольск, Великий Устюг. По плану Озерецковского предполагалось открытие университетов в Дерпте, Воронеже, Харькове, Великом Устюге.
В середине и 2-й половине 19 в. вклад в учение о размещении высших учебных заведений внесли Н. И. Пирогов, В. В. Докучаев и др. Последний, исходя из учения о зональности природы и сельского хозяйства, разработал принципы территориальной организации сельскохозяйственных школ, указывал на географическую обусловленность размещения сельскохозяйственных учебных заведений, на необходимость территориальной интеграции профессионального образования, науки и производства.
Некоторые географические аспекты развития сферы образования были рассмотрены в работах В. И. Вернадского и Д. И. Менделеева. Последний, отмечая чрезмерную концентрацию вузов в столичных городах и учитывая зарубежный опыт, предлагал открывать новые университеты преимущественно в малых городах.
В советский период у истоков формирования отечественной географии образования стояли С. А. Ковалёв, В. В. Покшишевский, Э. Л. Файбусович и др., которые сформулировали цели и задачи, методы и содержание географического изучения образования. Первым из отечественных географов в 1967 г. обратил внимание на широкий круг вопросов территориальной организации профессионального образования Покшишевский, который выделил общие черты и поставил вопрос о принципах территориальной организации высших учебных заведений. В 1976 г. Файбусовичем сформулированы основные задачи географии высшего образования. В этом же году Ковалёв высказал идею о формировании особой дисциплины – географии подготовки кадров.
Становлению отечественной географии образования способствовало распространение в 1960–1970-е гг. теории человеческого капитала (Г. С. Беккер, Т. У. Шульц и др.), согласно которой знания стали рассматриваться как особый ресурс национального и регионального развития, а также идей Ю. Г. Саушкина о необходимости географического изучения интеллектуального потенциала. В 1970–1980-е гг. в МГУ имени М. В. Ломоносова А. Г. Дейнеко, Т. А. Терещенко, А. П. Катровским, М. С. Хвалынской были проведены исследования и защищены диссертации по проблемам территориальной организации системы профессионального образования.
В постсоветский период интерес к вопросам географии образования несколько вырос, появился целый ряд монографий.
В последнее время в системе географических наук активно формируется география знания – направление, связанное с изучением территориальной организации генерации, передачи и потребления знаний. В России работы в этом направлении ведутся в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта под руководством А. С. Михайлова.
Развитие экономики, основанной на знаниях, предполагает повышение роли географии образования. Модернизация образования не может ограничиваться изменением только содержания обучения, но предполагает модернизацию территориальной структуры сферы образования.