Гаврильчик Владлен Васильевич
Гаври́льчик Владле́н Васи́льевич (27.11.1929, Термез, Узбекская ССР, ныне Республика Узбекистан – 5.12.2017, Санкт-Петербург), российский живописец, график, поэт.
Родился в семье начальника погранзаставы. В 1937 г. поступил в среднюю школу в посёлке Тахта-Базар Туркменской ССР (ныне Тагтабазар, Туркмения), в 1940 г. переехал вместе с отцом в Ашхабад. В 1943 г. поступил в Ашхабадское художественное училище. После гибели отца в Курской битве 1943 г. как сын погибшего офицера принят в Ташкентское Суворовское военное училище НКВД. В 1947–1951 гг. учился в Высшем военно-морском пограничном училище в Ленинграде, окончив его в звании лейтенанта и с дипломом вахтенного офицера. В 1951–1955 гг. проходил службу в Тихоокеанском пограничном округе, был адъютантом адмирала. Уволившись в связи с сокращением Вооружённых Сил, переехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Работал инженером конструкторского бюро, был специалистом по электронавигационным приборам, в 1970 г. перешёл на работу шкипером грунтоотвозной шаланды в Северо-Западное речное пароходство, в 1973 г. – проводником почтового вагона, в 1976–1989 гг. работал машинистом подмеса на отопительной станции.
В 1957 г. Гаврильчик поступил в изостудию Дома культуры работников пищевой промышленности, возглавляемую живописцем В. П. Борисенковым. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. познакомился с художниками М. П. Цыбасовым и Л. Б. Каценельсоном, учениками П. Н. Филонова (Каценельсон также был известным коллекционером нонконформистского искусства), под их влиянием с 1960 г. начал работать как живописец и график. С 1967 г. экспонировал работы в среде художников-нонконформистов и принимал участие в большинстве известных выставок: в 1971–1972 гг. – в мастерской В. А. Овчинникова в Кустарном переулке, в 1974 г. – во Дворце культуры имени И. И. Газа, в 1975 г. – во Дворце культуры «Невский», в 1976 г. – во Дворце культуры имени Серго Орджоникидзе. Входил в Товарищество экспериментальных выставок (ТЭВ, с 1976) и Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ, 1981–1988); принимал участие в большинстве групповых выставок, в том числе итоговых: «Современное искусство Ленинграда» в Центральном выставочном зале «Манеж» в 1988 г. и «От неофициального искусства к перестройке. Из истории художественной жизни Ленинграда. 1949–1989» в выставочном павильоне в Гавани на Васильевском острове в 1989 г.
С середины 1960-х гг. писал стихи и читал их в узком кругу. Первая публикация стихотворений – в альманахе «Аполлон-77», изданном в Париже М. М. Шемякиным. Первый самодельный сборник «Бляха-муха изделия духа» (1973) выпущен тиражом в 3 экз. В 1977 и 1983 гг. опубликованы ещё две самиздатские книги тиражом по 10 экз.: «Опус любви» и «Случайные стихи». Первые полноценные издания появились в постсоветское время: сборники «Японский Бог» (1994), «Изделия духа» (1995), «Упражнения в ужасной словесности» (2004), «Комедийный анбаръ» (2008) и др.
Поэзия Гаврильчика, созданная в русле примитивизма и соц-арта, испытала заметное влияние обэриутов и прежде всего Д. Хармса. Её отличают ирония, шарж, гротеск, использование сниженной, обсценной лексики. Гаврильчик создал новый тип поэтического героя, который иронизирует над заданностью, трафаретностью обыденной жизни, демонстрируя абсурдизм существования в «образцовом» советском обществе (стихотворения «Приснилось мне звериное лицо Америки…», «Как-то будучи с похмелья» и др.) и его неприятие (стихотворения «Я карандаш с бумагой взял», «Меня партийное мурло» и др.). При этом соц-арт Гаврильчика далёк от «изощрённого механизма декодирования соцреализма», но полон «открытой, незамутнённой радости извлечения абсурда как из окружающей действительности, так и из самого процесса стихосложения» (Давыдов Д. М. О книге Владлена Гаврильчика «Комедийный анбар» // Новый мир. 2008. № 8. С. 188).
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. искусство и поэзия Гаврильчика повлияли на участников художественных групп «Митьки» и «Новые художники».
Витальность – определяющее свойство личности и всего искусства Гаврильчика. Обратившись именно к современному искусству, он воплотил редкий тип самодеятельного художника, предпочитающего новаторство воспроизведению традиции. Свобода в выборе источников характерна для наивного искусства в целом; так, работы, показанные на первой персональной, однодневной выставке Гаврильчика в ленинградском Доме архитекторов в 1967 г., представляли вариации всем известных произведений классической живописи.
Гаврильчик обращался к различным художественным течениям 20 в. Формальными признаками его искусство связано с примитивом («Бой Руслана с головой», 1981, частное собрание; «Осенний мотив», 2011, собрание KGallery, Санкт-Петербург), при этом в смысле и содержании работ акцентируются мотивы ленинградского пейзажа («Шаланда 2027 СЗРП», 1973, собрание KGallery; «Угольная гавань», 1973–1974, частное собрание), метафизической живописи Дж. Де Кирико и Дж. Моранди («Перчатка», 1975; «Натюрморт», 1979, обе – частное собрание), искусства новой вещественности («Портрет с шестерёнкой», 1973, частное собрание; «Натюрморт с пластинкой и скорлупой», 1980, собрание KGallery), гиперреализма («Окно в Европу», 1989, собрание KGallery), поп-арта («Двое», 2000, частное собрание) и соц-арта («За мир во всём мире», 1991, частное собрание). Помимо картин и рисунков, в 2000-е гг. Гаврильчик делал ассамблажи, получившие авторское наименование «шип-объект» (от англ. ship – корабль), продолжающие линию морского моделирования и наследующие авангардной пластике.
Искусство Гаврильчика характеризует живой интерес к реальности и любовь к предметному миру. Как многие другие представители отечественной неофициальной культуры в отсутствие актуальной связи с мировыми художественными процессами, художник самостоятельно «переизобретал» на практике историю искусства 20 в.: такой подход не стал для него решающим, но имел черты стратегии. Созданное Гаврильчиком – не стилизация под наивное искусство, но его непосредственное продолжение в современных условиях, отвечающее понятию «городской фольклор».