Овчинников Владимир Афанасьевич
Овчи́нников Влади́мир Афана́сьевич (4.10.1941, станция Щучье Озеро Щучье-Озерского района Молотовской области, ныне Октябрьского района Пермского края – 22.1.2015, Санкт-Петербург), российский художник, заслуженный художник РФ (2005).
Мать художника, Елена Георгиевна Табурина (1910–1986), внучка известного петербургского искусствоведа и историка Ивана Николаевича Божерянова (1852–1919), была выслана из Ленинграда в 1935 г.; в конце 1930-х гг. жила в Пермском крае, где вышла замуж за Афанасия Киприановича (Куприяновича?) Овчинникова (1918 – год смерти неизвестен) и родила сына Владимира. К 1944 г. вернулась с сыном в Ленинград. Профессионального художественного образования В. А. Овчинников не получил, сознательно предпочтя обучению в государственных учреждениях практические занятия. Занимался самообразованием, большое влияние на Овчинникова оказал художник Е. П. Семеошенков (1925–1994), чьим учеником также был М. М. Шемякин.
В 1961–1963 гг. Овчинников работал маляром-декоратором в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова вместе с художником В. Д. Кекелидзе под началом К. Б. Кустодиева, затем поступил на работу в хозяйственную часть Эрмитажа, где к 1964 г. сложился коллектив из начинающих художников. «Выставка художников – работников хозяйственной части Государственного Эрмитажа», действовавшая в Галерее Растрелли Зимнего дворца 30–31 марта 1964 г. и получившая известность как «Выставка такелажников» (Шемякин, В. И. Уфлянд, Овчинников, О. А. Лягачев, В. П. Кравченко), вызвала возмущение властей, в результате её участники были уволены из музея.
В последующие годы Овчинников сблизился с наместником Псково-Печерского Успенского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым) и в течение двух летних сезонов работал там живописцем (1965–1966). Никогда не входивший в официальный творческий союз, Овчинников в 1970-е гг. трудоустраивался по договорам в качестве художника-оформителя. Расписывал церкви (церковь в Кемерово, 1976; Спасо-Преображенская церковь посёлка Локня Локнянского района Псковской области, 1979).
По ходатайству администрации Ленинградской государственной областной филармонии за выполнение оформительских работ получил в конце 1969 г. в аренду нежилое помещение из трёх комнат в цокольном этаже дома – мастерскую в Кустарном переулке, 6, где организовал выставку группы ленинградских художников. Открытая для публики в декабре 1970 г. экспозиция со сменяющимся составом работ действовала в течение 1971 г. до тех пор, пока ею не заинтересовались органы власти. Опыт этой выставки подтвердил для художников необходимость публичного экспонирования работ.
В 1974 г. Овчинников вошёл в инициативную группу организаторов выставки во Дворце культуры имени И. И. Газа, а в 1975 г. – выставки во Дворце культуры «Невский». В конце 1976 г. обратился в городское Управление культуры с заявкой на персональную выставку, но собранная в июне 1977 г. во Дворце культуры работников просвещения (Юсуповском дворце на Мойке) экспозиция так и не получила цензурного одобрения властей. После объединения ленинградских неофициальных художников в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) принимал участие в большинстве их групповых выставок.
В начале 1970-х гг. Овчинников выработал собственную узнаваемую творческую манеру, которая мало менялась на протяжении жизни художника. Его искусство имеет очевидный «музейный» генезис, его работы образуют художественные параллели с метафизической живописью, новой вещественностью, американским риджионализмом.
Художник модернизировал классические сюжеты мифологии, религии и литературы, показывая через них современную действительность («Святой Себастьян», 1976, Третьяковская галерея, Москва; «Христос и блудница», 1979, Русский музей, Санкт-Петербург; «Изгнание торгующих из храма», 1982; «Прощание», 1985, оба – Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси). Овчинников поднимал повседневность на символический уровень, бытовые и жанровые сцены приобретали метафорическое звучание («Базар», 1976, Русский музей; «Тир», 1977, Третьяковская галерея; «Купальщицы», 1977, Музей Зиммерли; «Голубятня», 1979, Русский музей). Герои работ не индивидуализированы, всем им приданы максимально обобщённые черты («Дети на плоту», 1975; «Рыбаки», 1977; «Оловянные солдатики», 1984, все – частное собрание; «Марафон», 1986, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Связанный ангел», 1988, частное собрание). В этой деперсонализации заключается авторская позиция, которая соединяет социальную критику и христианское отношение к миру.
В 1990-х гг. репертуар сюжетов значительно расширился: наравне с привычным для искусства Овчинникова перенесением евангельских сюжетов в условно современный антураж, в работах появились историософские темы и детали актуальной жизни («Следственный эксперимент», триптих, 1995; «Гулливер. Путешествие на Восток», 2012; «Аттракцион», триптих, 2013, все – частное собрание). В конце 1990-х гг. художник работал как скульптор, переводя персонажей своих картин в бронзовую пластику («Диоген», «Леда», оба – частное собрание; «Жертвоприношение Авраама», Эрмитаж, все – 1996). Овчинников активно работал до последних лет жизни, варьируя принёсшие ему популярность сюжеты и углубляя их трактовку.